Горячая линия
для инженеров

Горячая линия инженеров

Национальная палата инженеров осуществляет содействие инженерам в разрешении различных споров, связанных с осуществлением ими инженерной (инжиниринговой) деятельности. Палата принимает устные и письменные жалобы по случаям нарушения конституционного, гражданского, трудового, антикоррупционного, антимонопольного законодательства, и иных норм, регулирующих правоотношения связанные с осуществлением инженерной деятельности. Палата также оказывает содействие в сопровождении административных и уголовных дел.

По всем вопросам обращаться в офис Палаты
тел.: 8(495)123-68-02
e-mail: info@npirf.ru

×

«Прямая речь: Член Совета Федерации Аркадий Чернецкий о законопроекте «О профессиональных инженерах в РФ»

e47dda59

Сегодня мы рассматриваем очень важный вопрос – законодательные основы института инженера и инженерного дела в России. Мне, как инженеру-металлургу представляется, что от правильно выбранного решения в значительной степени зависит вектор развития нашей страны.

В последнее время начало обсуждаться сегодняшнее незавидное положение вещей, демонстрирующее разрушение отечественной прикладной науки и снижение количества российских международных патентов, с одновременным оттоком перспективных кадров за рубеж. По некоторым оценкам каждый десятый инженер в конструкторских бюро «Боша», «Сименса», «Мерседеса», других всемирно известных фирм является выходцем из бывшего Советского союза. Доля экспорта высокотехнологичной продукции в валовом внутреннем продукте к началу прошлого года составила всего 5 процентов. И мы об этом говорим, как о достижении. Китай, например, в 2014 году оформил около 30% международных патентов. Пускай большинство из них пока не находит практического применения, но тенденция, согласитесь, настораживает.

Только что прошел ЕГЭ. По-прежнему только 30% выпускников включили в него физику. А это означает, что не более трети детей получат потенциальную возможность получить инженерное образование. Все хотят быть банкирами, адвокатами, артистами, менеджерами, то есть иметь возможность ведения собственного бизнеса, основанного на умственном труде и хорошем образовании. Инженерное дело и проектирование для большинства таковым не считаются.

В ближайшие десять лет на пенсию выйдут последние инженеры советской подготовки. У нас еще есть возможность не строить отечественную инженерную школу, как Петр I «с нуля», а влить старое содержание в новую форму. Следует обеспечить возможность выдвижения компетентных, энергичных, эффективных инженеров. В условиях рынка это означает создание ими инженерных бизнесов различных предметных областях, развитие конкуренции, в первую очередь с зарубежными компаниями. Этот вопрос особенно актуален в связи со вступлением России в ВТО.

22 августа 2012 года Россия официально стала 156-м государством – участником Всемирной торговой организации (ВТО), регулирующей правила международной торговли товарами и услугами на принципах либерализма. Не правда ли странно, что довольно долгое время мы оставались последней крупной частью мировой экономики за пределами ВТО? Присоединение Европы к ВТО завершилось с вхождением туда Черногории в апреле 2012 года, соседями же России по хронологии вступления в эту организацию стали два небольших островных государства Океании. Так, 155-м участником ВТО стало Самоа, а буквально через пару дней компанию ей и России в ВТО составило Вануату, известное на российских информационных лентах благодаря частым землетрясениям и признанию независимости Абхазии. Интересно, что теперь наш рынок открыт для зарубежных инженеров, так как действующая система регулирования позволяет им работать здесь с применением стандартов развитых стран, а вот для наших инженерных компаний зарубежный рынок открывается только при создании совместного партнерства с местной фирмой или на условиях субподряда. А это означает раскрытие ноу-хау».

То, что России необходима крупномасштабная структурная перестройка экономики никому доказывать не надо. В указе Президента от 7 мая 2013 года о долгосрочной государственной экономической политике поставлена задача существенного роста доли высокотехнологичной продукции и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте. При этом инвестиции в человека, в его квалификацию, в повышение производительности труда, в обновление производства становятся главнейшим ресурсом страны.

Санкции и ответная программа импортозамещения ставят на первый план вопрос переосмысления подходов обозначенных в недавно принятом законе «О промышленной политике». С моей точки зрения значительным упущением является отсутствие в нем реальных действий по развитию инжиниринга и кадровой политики в инженерной сфере. В основе любых технико-технологических продуктов лежит инженерная мысль. Меры, ведущие к активизации разработки, внедрения в производство и экспорта инновационных технологий, не должны ограничиваться развитием материально-технической базы. Необходимы изменения в законодательном регулировании профессиональной деятельности инженеров, тем более, что понятия «инженер», «инженерная (инжиниринговая) деятельность»не прописаны в законодательстве, права и обязанности лиц, осуществляющих эту деятельность не урегулированы.

Отдельные нормы, регулирующие общественные отношения в указанной сфере, содержатся в смежных нормативных актах – Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» и Градостроительном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости». Указанные акты регулируют деятельность юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства, но практически не затрагивают вопрос регулирования профессиональной деятельности физических лиц в инженерной области, за исключением кадастровых инженеров. Эта уважаемая профессия сто лет назад называлась «землемер».

Анализ законодательства в инженерной сфере Великобритании, Германии, Японии, США, Австралии, Канады, Украины, Белоруссии показал, что вездев той или иной форме содержится институт инжиниринговой деятельности, закрепляется правовой статус ее субъектов, основной из которых – профессиональный инженер.

В странах Евросоюза, Северной Америки, во многих странах Азии, в отличие от практики, принятой в нашей стране, право заниматься инженерной (инжиниринговой) деятельностью предоставлено в первую очередь аттестованным инженерам – физическим лицам – а уже во вторую очередь инженерным организациям как юридическим лицам, обязанным иметь таких инженеров в штате, а в некоторых случаях в составе учредителей организации.

Анализ законодательства указанных стран в части требований к кандидатам для получения инженерной квалификации позволяет сделать вывод о наличии двухступенчатой системы гарантий качества подготовки специалистов в области техники и технологий, где первая ступень – общественно-профессиональная аккредитация инженерных программ, а вторая ступень– сертификация и регистрация профессиональных инженеров независимыми неправительственными общественно-профессиональными организациями.

Многие почему-то считают, что квалификация присваивается инженеру в момент выдачи диплома о высшем образовании. А ведь в советский период действовала так называемая система распределения, которую все помнят только с точки зрения трудоустройства. Изначально, еще со времен Российской Империи главной составляющей инженерной квалификации была практическая работа по специальности. Был даже термин «подтверждение диплома». Согласитесь: выпускник технического ВУЗа – это еще не совсем инженер. Это молодой специалист, обладающий базовыми специальными знаниями для осуществления определенного вида деятельности. Для того, чтобы занимать ответственные должности ему следует поработать под руководством наставника, набраться опыта, постоянно повышая свою профессиональную квалификацию по выбранной специализации, сдать квалификационный экзамен – пройти аттестацию – на соответствие требованиям профессионального Стандарта инженера. Тогда он и по советским правилам, и по правилам ВТО удостаивается права называться инженером, только ВТО разрешает ему еще и вести самостоятельный бизнес в рамках освоенной специальности.

Рассматриваемый законопроект содержит все основные элементы регулирования инженерной деятельности, как профессии, где большую роль играет компетенция личности и репутационная составляющая. Часть этих элементов имеет аналогии с законодательством Германии, а часть с отечественным законом об адвокатуре. Документ, и тут нет ничего страшного, имеет проблемные места. В первую очередь это переходный период, связанный с значительными затратами на организацию и проведение аттестаций квалифицированного персонала с отвлечением его от основной деятельности. Я предвижу дискуссии с представителями бизнеса, так как законопроект предоставит ряду инженеров дополнительные права и возможности, в том числе уйти «на вольные хлеба». Слушайте, в 1861 году тоже много было споров.

Нужно также понимать, что ряду людей, занимающих сейчас инженерные посты без соответствующей квалификации, придется искать другую работу. Но в этом и достоинство предлагаемого законопроекта.

Своевременным представляется введение механизма обязательного страхования результатов деятельности инженеров, аналогичный тому, что обсуждается сейчас в рамках предложенных правительством поправок к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров. Только суммы, о которых может пойти речь в нашем случае, мне кажутся значительно большими двух миллионов рублей, указанных в этих поправках.

Значительным моментом, требующим обсуждения, является область применения закона: на какие предметные области инженерной деятельности и, следовательно, на какие группы инженеров будет распространяться его действие. Законопроект в рассматриваемой редакции предусматривает самый широкий охват, то есть регистрации и аттестации подлежат все инженеры без исключения. Законодательство развитых стран, как правило, предусматривает обязательное регулирование деятельности профессиональных инженеров только в строительной сфере. Да, инженеры там объединяются и в других областях, но на принципах добровольности.

От области применения будет зависеть, какой государственный орган примет на себя функции регулятора. Мне видится, что в этой роли могли бы выступить Минпромторг или Минстрой, в зависимости от регулируемой сферы деятельности. Можно обсудить возможность выполнения этих функций Минтрудом, или целесообразность создания нового агентства.

И главное. Документ потребует изменений в смежном законодательстве, так как возвращает инженерному делу творческую составляющую. Не по духу (творчество всегда было основой лучших отечественных инженерных разработок). Законопроект ведет к тому, чтобы инженерный корпус занял заслуженное место среди других творческих, или говоря современным языком, свободных профессий в нашей стране – художников, архитекторов, адвокатов. Это будет закреплено законодательно через создание соответствующего правового института, которым станет Палата инженеров.

Принятие федерального закона «О профессиональных инженерах в РФ» позволит более эффективно развивать инженерно-техническое образование с учетом современных реалий Болонской системы, улучшит условия деловой активности в инжиниринговой сфере, а главное создаст благоприятную среду для разработки, внедрения и экспорта новых отечественных технологий, а значит возврата стране лидерства в этой области.