Горячая линия
для инженеров

Горячая линия инженеров

Национальная палата инженеров осуществляет содействие инженерам в разрешении различных споров, связанных с осуществлением ими инженерной (инжиниринговой) деятельности. Палата принимает устные и письменные жалобы по случаям нарушения конституционного, гражданского, трудового, антикоррупционного, антимонопольного законодательства, и иных норм, регулирующих правоотношения связанные с осуществлением инженерной деятельности. Палата также оказывает содействие в сопровождении административных и уголовных дел.

По всем вопросам обращаться в офис Палаты
тел.: 8(495)123-68-02
e-mail: info@npirf.ru

×

Международная школа Главных инженеров (Главных архитекторов) проектов

logo2

Сегодня при провальных результатах производственной деятельности принято ссылаться на общие для всей страны экономические причины существующего кризиса (инвестиции, кредиты, долги, налоги и т.п.). Очевидно, что не всем удастся уцелеть, пусть даже со значительными потерями. Тем более сложно прогнозировать новое развитие, ставить новые цели, но это обязательное условие выхода из кризиса. Мы видим этот выход на пути повышения производительности труда, качества продукции и снижения ее себестоимости.

Внимание к этим вопросам сегодня – это ШАНС сильного руководителя проектной организации получить конкурентные преимущества завтра. Напрасно ждать спасительных Указов Президента, Распоряжений Правительства и Указов Глав регионов. Руководители проектных организаций могут надеяться только на свою квалификацию, здравый смысл, энергию и коллектив единомышленников. Еще несколько лет назад в условиях кадрового дефицита работодатель зачастую не в состоянии был реализовать даже абсолютно грамотные управленческие решения из-за саботажа сотрудников, отстаивающих узко эгоистические интересы. В условиях кризиса по понятным причинам работники и работодатели поставлены в такие условия, что саботировать выполнение управленческих решений стало невозможным. Дело за правильными управленческими решениями. Принимать такие решения – значит выходить из кризиса, не дожидаясь руководящих отмашек извне. И еще. Все, что мы ВЫНУЖДЕНЫ делать сегодня для того чтобы выжить, с очевидностью, нужно было делать и раньше, но мы этого не делали. В причинах этого пусть на досуге разбираются руководители тех проектных организаций, которым уже на проектном рынке больше делать нечего. Таких проектных организаций, по данным НОПРИЗ, за последние годы – 6159.

Эти решения, безусловно, многоплановые. В их составе вопросы финансирования, ценообразования, страхования, рекламирования, налогообложения и т.д.  Но нас будут интересовать только те, которые относятся к ключевой фигуре проектного процесса – Главному инженеру (Главному архитектору) проектов.

Сколько в нашем проектном цехе Главных инженеров (главных архитекторов) проектов, как складывается их персональный состав, что они из себя представляют – мы с определенной  вероятностью узнаем из Национального реестра проектировщиков НОПРИЗ. Мы провели  анкетирование ГИПов (в основном технологического проектирования) и была получена первая, по нашему мнению, очень приблизительная, информация:

ГИПов (ГАПов) – до 40 лет – 40%, свыше 60 лет – 17%. Мужчин – 89%. С высшим техническим образованием -89%, управленческим образованием – 6%, экономическим образованием – 1%. До того, как стали работать ГИПами были помощниками ГИПов – 33%, руководителями отделов – 11%, руководителями групп – 19%. Стаж работы в должности ГИПа до 5 лет – 46%, до 10 лет – 27%, свыше 25 лет – 5%.  ГИПов ведут одновременно три и более проектов, при средней продолжительности проектирования одного проекта более 12 месяцев (46%). И наконец, продолжительность рабочего дня ГИПа: 9 часов – 27%, 10 часов – 41%, 11 часов – 14%, более 12 часов – 4%. Только 6% ГИПов смогли  правильно ответить на вопросы, которые относятся к современным представлениям об организации их работы.

Сегодня основным документом, регламентирующим работу ГИПов (ГАПов) являются СНиП 1.06.04-85 «Положение о Главном инженере (Главном архитекторе) проекта», а также Справочника проектировщика («Методические рекомендации по организации работы Управляющего проектом (ГИПа, ГАПа)», разработанного под эгидой Межгосударственного клуба директоров проектных организаций в 1999 году и переизданного уже в 2013 году[1]. СНиП 1.06.04-85 по понятным причинам безнадежно устарел, его анализ показывает, что только 11 обязанностей, приведенных в этом документе в настоящее время могут быть рекомендованы ГИПам (ГАПам), а более двадцати новых обязанностей востребованы сегодня участниками технологического процесса проектирования, инвесторами, заказчиками и строительными подрядчиками. В соответствии с ФЗ № 372 от 3.07.2016 года ГИПы (ГАПы) должны руководствоваться в своей деятельности нормативным документов, который утверждается саморегулируемой организацией – Квалификационным стандартом, однако, сами СРО проектировщиков недостаточно квалифицированы для подготовки такого документа, а НОПРИЗ для ГИПов (ГАПов) подготовил 22 квалификационных стандарта, чем вызвал справедливое возмущение профессиональной общественности.

Сегодня основные задачи ГИПа (ГАПа)  — организация процесса проектирования, а также обеспечение необходимой динамики инвестиций, а также поступлений заказчику доходов от реализации проекта,  достаточных для компенсации  инвесторам вложенных ими ресурсов и взятого на себя риска; применение при  проектировании конкурентных на рынке научно-технических достижений и прогрессивных  технологий. Таким образом, все решения при проектировании ГИП (ГАП) принимает по критерию экономической эффективности проектирования, строительства и эксплуатации объекта. Отсюда и требования к его квалификации. Все же остальные участники процесса проектирования принимают решения по критерию технической оптимальности, и реализуется это условие в процессе согласования проектных решений главными специалистами по разделам проекта.

Важнейшим условием повышения качества проектов  является систематическое повышение квалификации ГИПов (ГАПов), ориентированное, в первую очередь,  на совершенствование организации и управления проектированием, а также экономическую эффективность проектирования, строительства и эксплуатации объекта. По инициативе Национальной палаты инженеров, при участии Консультационного центра Марка Подольского «ЦНИО-проект» организована Международная школа Главных инженеров (Главных архитекторов) проектов. В состав Совета Школы вошли известные в РФ и странах СНГ специалисты в области проектирования и качества проектной (рабочей) документации (Татыгулов Айдар Абдысагитович, Президент Проектной академии «KAZGOR», Республика Казахстан; Быковский Олег Михайлович, Генеральный директор института «Минскгражданпроект», Республика Беларусь; Воронин Геннадий Петрович, Президент Российской организации качества, Главный редактор журнала «Стандарты и качество»; Новоселов Виктор Анатольевич, Генеральный директор «Второго проектного института», Президент Союза проектировщиков России, член Совета НОПРИЗ и др.), Научный руководитель Международной школы ГИПов (ГАПов) ПОДОЛЬСКИЙ М.С.

Предназначение (главная цель) Международной Школы ГИПов (ГАПов) – обеспечение подготовки высокопрофессиональных кадров Главных инженеров (Главных архитекторов) проектов и удовлетворение потребностей технологического и архитектурно-строительного проектирования в поддержании непрерывного профессионального роста и воспроизводства ГИПов (ГАПов). Данная цель достигается путем повышения квалификации ГИПов (ГАПов), а также подготовки по заказам проектных организаций кадрового резерва для замещения должностей ГИПов (ГАПов).

Для достижения главной цели Международная Школа ГИПов (ГАПов) осуществляет свою деятельность  по следующим направлениям:

  • образовательная деятельность (разработка образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации ГИПов (ГАПов), организация и проведение целевых курсов и иных обучающих мероприятий по указанным программам);
  • консалтинг в области организационного менеджмента в проектных организациях, касающийся совершенствования и развития деятельности ГИПов (ГАПов), обеспечения и управления этой деятельностью;
  • научно-исследовательские работы в областях изучения содержания и структуры деятельности ГИПа (ГАПа) и её регламентации, определения роли и места ГИПа (ГАПа) в системе менеджмента проектных организаций, анализа профиля должности и определения структуры компетенций, которыми должен обладать ГИП(ГАП), изучения репутационных рисков, а также взаимоотношений ГИПов (ГАПов) с работодателями и т.д.

В качестве практического шага по направлению образовательная деятельность была разработана и реализована программа повышения квалификации «Поддержка и развитие ключевых профессиональных компетенций главного инженера (главного архитектора) проекта» в объеме 72 ак.часа. Необходимо отметить что данная программа соответствует новым требованиям законодательства в части повышения квалификации работников – членов СРО.

В рамках процесса обучения рассматриваются ключевые аспекты работы ГИПа, ГАПа, особенности подготовки отдельных разделов проектной документации требуемого уровня качества, обеспечение экономической эффективности проектных работ, оптимизация внутренних бизнес-процессов и взаимодействия с Заказчиком и субподрядчиками, законодательные, нормативно-правовые и нормативно-технические документы по вопросам организации, подготовки и использования проектной документации, новеллы градостроительного законодательства, порядок включения в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий.

Мы добиваемся, чтобы предлагаемая нами система переподготовки ГИПов (ГАПов) была гибкой, адекватной потребностям времени, отвечающей на реальные запросы чрезвычайно загруженных практической работой проектировщиков. Содержание программ отвечает критериям сбалансированности теоретических и практических знаний, а также опыта управления проектированием. Очень важно, что программа предполагает широкий территориальный охват слушателей и удобство обучения, в том числе за счет использования современных принципов, форм и методов обучения: модульности, обучения «до результата», вариативности сроков обучения, дистанционности обучения и т.д.).

[1] Авторы настоящей статьи А.В.Литвинов и М.С.Подольский являются разработчиками указанных документов