Содержание программы «Поддержка и развитие ключевых профессиональных компетенций главных инженеров (главных архитекторов) проектов
Курсы повышения квалификации |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Поддержка и развитие ключевых профессиональных компетенций главных инженеров (главных архитекторов) проектов»
Программа «Поддержка и развитие ключевых профессиональных компетенций главных инженеров (главных архитекторов) проектов» предназначена для повышения квалификации сотрудников проектных организаций, выполняющих функции «главный инженер проекта», «главный архитектор проекта» (ГИП, ГАП). Программа аккредитована в Национальной Палате Инженеров и реализуется при ее непосредственном участии.
Цель обучения:
- Совершенствование компетенций в области методов и процессов управления проектами (проджект-менеджмент), взаимодействия с субподрядными организациями и заказчиками;
- Формирование практических навыков в области обеспечения качества проекта, управления проектными рисками, управления закупками/поставками.
Кадровое обеспечение программы осуществляет преподавательский состав из числа докторов, кандидатов наук и высококвалифицированных специалистов, имеющих большой опыт организации разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования.
К освоению программы повышения квалификации допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Категории слушателей: главные инженеры (архитекторы) проектов, их заместители и/или помощники, специалисты-проектировщики, включенные в состав кадрового резерва на должности ГИПа (ГАПа).
Учебный план включает в себя 5 тем:
Тема 1. Ключевые профессиональные компетенции, связанные со специфическими аспектами работы ГИПа, ГАПа.
- обзор использования лучших практик и перспектив применения в ПО систем и средств автоматизации управления производством ПИР, процессами разработки, выпуска и хранения проектной документации в т.ч. для задач, решаемых непосредственно ГИПом, ГАПом;
- процессы управления разработкой проектной документации, построенные на основе положений проектного менеджмента; возможности и ограничения проектного менеджмента при подготовке проектной документации в ПО: обзор лучших практик; управление бизнес-проектом («Проектный офис») и управление портфелем бизнес-проектов («Офис управления проектами»);
- идентификация, определение значимости и ранжирование рисков при подготовке проектной документации, формирования кейса сценариев, реализация которых позволяет снизить негативные последствия рисков, выработка корректирующих мероприятий.
Тема 2. Особенности подготовки отдельных разделов проектной документации требуемого уровня качества.
- нормативное регулирование состава, структуры и содержания разделов проектной документации: обзор состояния нормативной базы и лучших практик, направления изменения нормативных требований к составу и структуре проектной документации на этапах «проектная документация» и «рабочая документация», типовые (основные) ошибки по замечаниям экспертизы проектной документации;
- контроль технического (качественного) уровня разрабатываемых основных проектных решений, его соответствие (несоответствие) требуемому уровню качества – потребностям и интересам (ожиданиям) заказчика на основе знания лучших практик по применению инновационных и базовых отраслевых технических проектных решений применительно к соответствующему разделу проекта, особенностей проведения госэкспертизы проектной документации, типовых (основных) замечаний госэкспертизы по разделу проектной документации.
Тема 3. Обеспечение экономической эффективности проектных работ и результатов разработки проектной документации: проектов, вариантов проектных решений.
- методы определения стоимости услуг по подготовке проектной документации, а также процессов оперативного управления и контроля за обеспечением эффективности (рентабельности) готовой проектной продукции – ТЭО, проектной и рабочей документации (уровень ответственности ГИПа, ГАПа и других участников проекта);
- оценка экономической эффективности вариантов проектных решений (в том числе реконструкции, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта ОКС);
- методы обеспечения достоверности определения сметной стоимости строительства, а также методика оценки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на капитальные вложения на основе укрупненных нормативов цены строительства (НЦС), показателей стоимости строительства объектов-представителей и др.
Тема 4. Оптимизация внутренних бизнес-процессов и взаимодействия с Заказчиком и субподрядчиками.
- организация, управление и контроль за процессами ПИР и их результатов (проектов, вариантов проектных решений);
- процессы управления проектом на всех фазах: инициации, планирования, исполнения, мониторинга и управления и завершения проекта;
- организация и оперативное управление интегрированным («сквозным») процессом подготовки проектной документации (Офис управления бизнес-проектом / ГИП, ГАП), взаимодействия Офиса ГИПа с Офисом управления портфелем бизнес-проектов;
- организация и осуществление авторского надзора при строительстве объектов капитального строительства – общие принципы и правила, уровень взаимодействия с заказчиком (техническим заказчиком) и подрядчиками;
- выстраивание и управление отношениями проектной организации с её заинтересованными сторонами, а также понимание их потребностей и ожиданий (уровень ответственности ГИПа, ГАПа и других участников проекта).
Тема 5. Законодательные, нормативно-правовые и нормативно-технические документы по вопросам организации, подготовки и использования проектной документации.
- состояние действующих систем законодательного, нормативно-правого и технического регулирования архитектурно-строительного и технологического проектирования (структура и виды нормативно-правовых актов (НПА), текущие изменения, перспективы развития; нормативные документы обязательного и добровольного применения; нормативно-методические документы НОПРИЗ и НОСТРОЙ, стандарты организаций: статус и вопросы применения;
- требования Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (требования к ПО-участнику закупки, подготовке заявок, окончательных предложений ПО-участника закупки, критерии их оценки; роль и место ГИПа, ГАПа в процессах принятия в ПО решения об (не)участии в тендере, процедурах анализа тендерной документации, подготовки, согласования и представления предложений ПО; обзор особенностей отраслевых (корпоративных) правил проведения торгов.
*****************************************************
Планируемые результаты обучения.
По результатам обучения слушатель будет
знать:
— законодательные, нормативно-правовые и нормативно-технические документы по вопросам организации, подготовки и использования проектной документации;
— современные подходы к организации, управлению и экономике процессов подготовки проектной документации и роли ГИПа (ГАПа) в этой деятельности;
уметь:
— применять законодательные, нормативно-правовые и нормативно-технические документы по вопросам организации и управления подготовкой проектной документации, её использования, в том числе с учетом особенностей осуществления технологического и архитектурно-строительного проектирования;
— квалифицированно организовывать и управлять работами по подготовке проектной документации на всех этапах её жизненного цикла: от первичного взаимодействия с заказчиком при идентификации его потребностей и требований к проектной документации и их закреплении в задании на проектирование – до реализации в строительстве, сдачи и ввода построенного объекта в эксплуатацию (вплоть до вывода объекта на проектную мощность);
приобретёт умения:
— анализа и оценки потребностей и требований заказчика проектной документации и определения совокупности ценностей (базовых, явных, неявных), которые заказчик воспринимает при принятии решения о выборе ПО (поставщика услуг) и обсуждении условий разработки проектной документации (выполнения ПИР);
— определения видов и объемов работ по подготовке проектной документации, необходимых для удовлетворения потребностей и требований заказчика, а также стоимости услуг по подготовке ТЭО, проектной документации, рабочей документации, организации и ведения авторского надзора;
— управления рисками в процессе подготовки и выпуска (сдачаи заказчику) проектной документации;
— оперативного управления и контроля за обеспечением рентабельности ПИР;
Профессиональные компетенции, качественное изменение которых происходит в результате обучения: знание методов и процессов управления проектами (проджект-менеджмент), в частности: планирование качества проекта, управление проектными рисками, управление закупками/поставками (управление субподрядными организациями).
Оценочные материалы
№ п/п | Вопрос (тема) |
1. | В чем заключается предназначение технического отдела ПО? |
2. | В чем смысл (предназначение) работы главных специалистов технического отдела? |
3. | В чем заключается содержание проверки проектного решения? |
4. | Кто отвечает за содержание записи по валидации проектных решений? |
5. | Каковы должны быть действия заказчика, если он хочет, чтобы генеральный проектировщик самостоятельно решал вопросы с государственной экспертизой? |
6. | Каким законом Российской Федерации регламентируются общие положения и требования к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ПИР)? |
7. | Какие структурные подразделения генерального проектировщика должны участвовать в анализе проекта договора подряда на выполнение ПИР с заказчиком? |
8. | Каковы должны быть действия генерального проектировщика, если часть требований к проектной (рабочей) документации заказчик сформулировал устно? |
9. | Каковы должны быть действия ГИПа, если в установленном порядке заказчик изменил требования к рабочей (проектной) документации, выполняемой генеральным проектировщиком в соответствии с заключенным стонами договором подряда на выполнение ПИР? |
10. | Для ситуации, когда генеральный проектировщик передает субпроектировщику работы, которые сам не может выполнить, как он должен осуществлять входной контроль законченной проектной (рабочей) документации, выполненной субподрядной проектной организацией? |
11. | Каково место ГИПа в организационной структуре проектной организации? |
12. | Являются ли СНИПы нормативными документами при проектировании? |
13. | Должен ли ГИП в своей работе руководствоваться ГОСТ 54869-2011 «Управление проектом», ГОСТ 54870 — 2011 «Требования к управлению портфелем проектов», ГОСТ 54871-2011 «Проектный менеджмент. Требования по управлению программой»? |
14. | Кто отвечает за качество проекта перед заказчиком: ГИП или проектная организация? |
15. | Назовите ключевые профессиональные компетенции ГИПа, связанные с его специальными, техническими и экономическими аспектами работы? |
16. | Опишите основные моменты «сквозного» процесса подготовки проектной документации. |
17. | Опишите ключевые моменты при осуществлении авторского надзора. |
18. | Опишите последовательность шагов и условий, необходимых для определения цены ПИР для бюджетного проекта. |
19. | Как ранжировать риски при подготовке проектной документации? |
20. | Назовите основные положения проектного менеджмента. |