Горячая линия
для инженеров

Горячая линия инженеров

Национальная палата инженеров осуществляет содействие инженерам в разрешении различных споров, связанных с осуществлением ими инженерной (инжиниринговой) деятельности. Палата принимает устные и письменные жалобы по случаям нарушения конституционного, гражданского, трудового, антикоррупционного, антимонопольного законодательства, и иных норм, регулирующих правоотношения связанные с осуществлением инженерной деятельности. Палата также оказывает содействие в сопровождении административных и уголовных дел.

По всем вопросам обращаться в офис Палаты
тел.: 8(495)123-68-02
e-mail: info@npirf.ru

×

Статья Игоря Мещерина «Если страна не хочет кормить своих инженеров…»

image001

Основной проблемой, сдерживающей развитие российских проектных (инжиниринговых) бизнесов является хроническое недофинансирование, которое в целом по стране только за последние 10 лет оценивается в 4 – 10 трлн. руб.

22 августа 2012 года Россия официально стала 156-м государством – участником Всемирной торговой организации (ВТО), регулирующей правила международной торговли товарами и услугами на принципах либерализма. Не правда ли странно, что довольно долгое время мы оставались последней крупной частью мировой экономики за пределами ВТО?

Присоединение Европы к ВТО завершилось с вхождением туда Черногории в апреле 2012 года, соседями же России по хронологии вступления в эту организацию стали два небольших островных государства Океании. Так, 155-м участником ВТО стало Самоа, отметившееся в конце 2011 года решением отменить 30 декабря, чтобы жить по времени Восточного полушария, хотя находится в Западном, а буквально через пару дней компанию ей и России в ВТО составило Вануату, известное на российских информационных лентах благодаря частым землетрясениям и признанию независимости Абхазии[24].

Листая отечественную и зарубежную аналитику, вы не найдете ни слова о влиянии присоединения России к ВТО на инженерное дело. В разнообразных выкладках по отраслям хозяйства мы можем обнаружить «науку и сопутствующие ей отрасли», но ни опытно-конструкторских ни проектно-изыскательских работ мы там не увидим. Странно, ведь даже в стандартном для развитых стран соотношении, затраты бизнеса на научно-исследовательские работы как минимум в 10 раз меньше затрат на инжиниринг. По моим оценкам, в России с конца 90-х и по сей день это соотношение составляет даже 1:20. Хорошо это или плохо – не берусь судить, но таковы реалии. Главное: все обсуждают проблемы науки, а ключевой фактор внедрения инноваций в практику остается за кадром.

рис 1

Рис. 1 Разнонаправленные тенденции изменения величин капвложений в России и за рубежом

Необходимо также иметь в виду, что проектировщики и конструкторы в нашей стране всегда получали в фонд оплаты труда не более 4-8% от капитальных вложений, тогда как за рубежом на инжиниринг отводилось от 6 до 15% в зависимости от сложности объекта. Сейчас по данным Росстата и гильдии риелтеров отечественный проектировщик получает 1,5-3,5% от капитальных вложений. Причем, если до 2000 года наша строительная и другая продукция была дешевле, иногда значительно, большинства импортной, с наступлением XXI века цены выровнялись. Вопрос проницательному читателю: куда уходит разницы в оплате отечественного инженера? Те самые 10-15%? Ответы направлять в антикоррупционный комитет. Наверное, ни у кого не вызывает сомнения, что отечественные инженеры получают за свой труд значительно меньше зарубежных. Предлагаю разобраться, на сколько, и почему.


Анализ трудов академика Ляхова показывает, что английский термин «инжиниринг» на русском означает «проектирование». Я работал в компаниях Enron Engineering & Construction, Basic Systems и Snamprogetti, поэтому уверен, что так и было примерно до середины 90-х годов прошлого века. Отличия, накопившиеся за 60 лет крепостного права на инженеров, фактически введенного вместе с ликвидацией НЭПа в 1928 году, долгое время были минимальны в первую очередь благодаря инженерам, начавшим свою деятельность до его введения, а также старым преподавателям вузов – профессуре «из бывших». С тех пор многое изменилось. За прошедшие 29 послеперестроечных лет у инженера-проектировщика изъяли такое количество полномочий, а нормы, правила и законодательство претерпели такое количество непродуманных изменений, что сегодняшняя система выполнения проектных работ в России значительно отличается от классической.

рис 2

Рис. 2 Классическая схема реализации инвестиционного проекта

Современная российская практика показывает, что предметная область, в которой реализуются договорные отношения «заказчик – проектная организация», сокращается, одновременно снижается и качество предоставляемых

Не могу понять, что явилось причиной повсеместного стремления постсоветского заказчика сэкономить на проекте. Казалось бы, очевидно: чем лучше все продумать и запланировать на предварительной «бумажной» стадии, тем проще, быстрее и дешевле будет строить. Плати проектировщику и рука об руку с ним экономь стоимость основной части затрат. Не тут-то было: первое действие любого инвестора – найти проектанта подешевле, или вообще обойтись без него.

рис 3

Рис. 3 Функции российских и зарубежных инженеров-проектировщиков

Возможность «экономить» на проектных, инжиниринговых и дизайнерских услугах долгое время была обеспечена за счет огромного количества типовых наработок советского времени, а также наличия на рынке широкого спектра мощных организаций, оставшихся в 90-е годы прошлого века без финансирования. Уже к началу 2000-х вынужденный демпинг и отсутствие задач высокого уровня привели к снижению квалификации, в том числе за счет ухода на пенсию старых кадров и отсутствия «свежей крови»: лучшие молодые специалисты либо уезжали за границу, либо работали не по специальности, а там, где можно было заработать.

 

ФУНКЦИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ ФУНКЦИИ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР В КОНЦЕ 80-Х, НАЧАЛЕ 90-Х ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА ФУНКЦИИ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ПРОРАБОТКИ, СБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ, КОНСУЛЬТАЦИИ, ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ПРОРАБОТКИ, СБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ, КОНСУЛЬТАЦИИ, ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ПРОРАБОТКИ, СБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ, КОНСУЛЬТАЦИИ
ПОДГОТОВКА ЗАДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ ПОДГОТОВКА ЗАДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ ПОДГОТОВКА ЗАДАНИЯ НА ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ
ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО (БАЗОВОГО) ПРОЕКТА, СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО (БАЗОВОГО) ПРОЕКТА, СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОДГОТОВКА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, КУДА ПОМИМО ИНЖЕНЕРНОЙ РАЗРАБОТКИ ТЕХНИЧЕСКОГО (БАЗОВОГО) ПРОЕКТА ВХОДИТ ВЫПОЛНЕНИЕ РЯДА РАЗДЕЛОВ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНО ПРОЙТИ ЭКСПЕРТИЗУ
ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ОФОРМЛЕНИЕ ЗЕМЛЕОТВОДА ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЗЕМЛЕОТВОДА ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЗЕМЛЕОТВОДА
ПОДГОТОВКА РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПОДГОТОВКА РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПОДГОТОВКА РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ
ЗАКАЗ ОБОРУДОВАНИЯ
ВСЕСТОРОННИЙ НАДЗОР ЗА ХОДОМ СТРОИТЕЛЬСТВА, КОНТРОЛЬ РАСХОДА КАПВЛОЖЕНИЙ (SUPERVISING) АВТОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ХОДОМ СТРОИТЕЛЬСТВА С ШИРОКИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ АВТОРСКИЙ НАДЗОР
ВЫПОЛНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКАЗЧИКА
ПОДГОТОВКА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РЕГЛАМЕНТОВ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ ПОДГОТОВКА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РЕГЛАМЕНТОВ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПУСКО-НАЛАДОЧНЫХ РАБОТ УЧАСТИЕ В ПУСКО-НАЛАДОЧНЫХ РАБОТАХ
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ЗАКАЗЧИКА
ПОСЛЕПРОЕКТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБЪЕКТА ПОСЛЕПРОЕКТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБЪЕКТА

Беглый взгляд на таблицу рис.3 показывает, что функции современного российского инженера сводятся, как правило, к подготовке комплектов чертежей и записок, без которых невозможно получить разрешений государственных органов на строительство. А в остальном, не мешать техническому заказчику договариваться с подрядчиками и поставщиками. Видимо, так получилось, что чем дешевле был проектировщик, тем сговорчивее. Сколько раз приходилось слышать объяснение согласования авторами несуразных изменений в проекте «выкрученными руками». Прошу понять и простить этих людей: ведь детей-то кормить надо. В результате четвертьвекового повсеместного триумфального шествия по стране компаний под лозунгом «любой каприз за Ваши деньги» заказчики обнаружили, что «нормального проектировщика днем с огнем не найдешь». А если находят, сразу выясняется, что дороговато.

Итак, инженеры и архитекторы в России получают за свои услуги от 1,5% до 3,5% от общего объема инвестиций в основной капитал. По данным ВТО объем финансирования инжиниринговых услуг в структуре инвестиций в основные фонды в развитых странах составляет от 6,5% до 15%. По данным Юнеско около 25% ВВП направляется на реализацию инвестиционных проектов. По результатам анализа данных об объемах инвестиций в основной капитал и рынок инжиниринговых услуг в России за 1998-2013 гг. можно сделать любопытные выводы.

Общий объем инвестиций с 1998 вырос в 32 раза. Средний рост еще недавно составлял 28% в год. Максимальный рост выявлен в 2000-ом году и составил 74%. Наблюдалось существенное сокращение инвестиций во время экономического кризиса 1998-ого года, что к 1999 г. дало отток инвестиций на 9%. С 2009-ого г. наблюдается замедление темпа роста инвестиций и значительные снижения в последнее время.

Как отмечено, доля проектно-изыскательских работ в капитальных вложениях сократилась. Представим себе, что труд инженера в России оплачивался в соответствии с подходами, принятыми в зарубежной практике. Сравнение с реалиями, приведенное на рисунке 5, показывает, что объем недофинансирования за последние 15-17 лет составляет от 2 до 10 и более триллионов рублей в ценах 2013 года. Налицо системная проблема, без решения которой ситуация будет только усугубляться.


рис 5

Рис. 5 — Объем инвестиций в рынок инжиниринговых услуг в России с 1998 по 2013 гг.

Если набрать в поисковике «структура затрат на строительство», Интернет выдаст тысячи ссылок. Вы легко найдете там стоимость «коробки», фундаментов, кровли, электроснабжения, вентиляции, водоснабжения, канализации, окон, накладные расходы на согласования и землеотвод, штрафы и пени, сметную прибыль… С трудом разыщете стоимость проектирования. Многие фирмы так и рекламируются: при заказе, например, дома – проект бесплатно.

Очевидно, что такое положение вещей не могло не привести к упадку проектной отрасли в стране. Дело не только в слабости материально-технической базы, низком качестве проектной продукции, устаревших технологиях, шаблонных подходах. Хуже всего то, что инжиниринговые бизнесы в рамках действующего законодательства не воспроизводятся. С точки зрения перспектив, самой большой проблемой является низкий уровень выпускников ВУЗов, приходящих в отрасль. Отбор начинается еще в школе. Уже при выборе ВУЗа и специальности молодые люди пытаются планировать будущее. Скажите, если водитель в Москве в среднем получает больше инженера, куда пойдет молодежь? Правильно: молодежь будет стремиться в те сферы, где можно когда-нибудь позволить себе личного водителя. Много инженеров ездит на автомобиле с шофером?

Второй проблемой является отсутствие у большинства молодых специалистов возможности встретить наставника, чтобы учиться настоящему делу. Высшая школа неплохо дает теорию, но тех, кто знает практику современного инженерного дела не по наслышке там практически нет. Возможно, ситуацию изменит развитие ВУЗовских инжиниринговых центров, но это произойдет не сразу, так как строить инженерную школу нужно вокруг Инженера. А где их высшей школе взять в нужном количестве? Высококвалифицированные специалисты сейчас в дефиците, поэтому большинство сейчас устроены весьма неплохо. Чем привлечь их на новое место?

Третьей проблемой является наша повседневная практика. Большинство работающих в отрасли пришли в инженерное дело после 2000 года, поэтому сегодняшнее незавидное положение вещей представляется им обычным. Обсуждения на круглых столах и в Интернете необходимости изменений и возврата ряда прав и обязанностей проектантам вызывают у многих удивление и страх. Объясняют: никогда (естественно!) мы этого не делали, зачем фантазировать и изобретать несуществующие функции инженера? Предлагаю почитать Гарина-Михайловского.

Четвертой проблемой является то, что в России есть настоящие инженеры. Звучит странно, на первый взгляд. Однако, они создают возможность для действующих руководителей разного уровня всегда привести какой-либо положительный пример результативного инжиниринга. И выдать исключение за правило. И оставить все, как есть.

Но посмотрите статистику Национального объединения строителей: за последние пять лет количество аварий выросло более чем на 400%, а количество погибших почти в 7 раз. Разрушение объектов вследствие нарушений, допущенных при реализации инвестиционных проектов, стало довольно распространенной практикой, принося ущерб не только имуществу, но главное – жизни и здоровью граждан России.


Рис 6

Рис. 6 — Количество аварий и происшествий с 2010 по 2015 гг. по статистике НОСТРОЙ

Авария, произошедшая в Омске, в очередной раз показывает, что одними мерами повышения уровня финансовой, административной или уголовной ответственности субъектов строительной деятельности за результаты выполняемых работ недостаточно. Нужен поиск решений системной проблематики, ведущей к росту аварийности.

Рис 7

Рис. 7 — Статистика по производственному травматизму с 2010 по 2015 гг. по статистике НОСТРОЙ

Национальная палата инженеров говорит о возврате ведущей роли в строительной сфере инженерам. В сегодняшней системе взаимоотношений степень их влияния на результат снижается, уступая место сиюминутной выгоде людей, далеких от понимания технических решений и требований нормативной базы. Поверьте, решения по замене конструкций и материалов, как правило, инициируют люди, которые не рискуют своей профессиональной репутацией, рассчитывая в случае инцидента укрыться за спинами бесправных «стрелочников». Такое положение вещей со значительной повторяемостью начинает негативно влиять на выполнение государственных программ развития экономики, является фактором, снижающим безопасность и обороноспособность государства. Что еще должно произойти, для того, чтобы привлечь внимание властей не к следствиям (это слово у нас любят), а к причинам?


рис 8Палата Инженеров постоянно вынуждена доказывать: раз признано, что России необходима крупномасштабная структурная перестройка экономики, следует изменить подходы к регулированию инженерной сферы. В указе Президента от 7 мая 2013 года о долгосрочной государственной экономической политике поставлена задача существенного роста доли высокотехнологичной продукции и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте. Декларировано, что инвестиции в человека, в его квалификацию, в повышение производительности труда, в обновление производства становятся главнейшим ресурсом страны.

Санкции и ответная программа импортозамещения ставят на первый план вопрос переосмысления подходов обозначенных в недавно принятом законе «О промышленной политике». Значительным упущением является отсутствие в нем реальных действий по развитию инжиниринга и кадровой политики в инженерной сфере. А ведь именно удачная международная деятельность является истинным мерилом успешности инжиниринговой компании. В последнее время Россия, хоть и продолжает экспортировать за рубеж продукцию машиностроения (по большей части военного), но все меньше и меньше строит предприятий за границей. Казалось бы, что может быть мудрее такого пути? Ты экспортируешь инженерную идею, технологию и машинерию сегодняшнего, а может быть, и вчерашнего дня, приобретаешь полезный опыт работы и средства для развития инженерных идей, технологий и машинерии дня завтрашнего. Советский Союз понастроил сотни предприятий в развивающихся странах. Жаль, что весь этот бесценный опыт растрачен впустую: теперь нам впору самим учиться, а не учить других…

Экономистам, журналистам и политикам необходими усвоит: в основе любых технико-технологических продуктов лежит инженерная мысль. Меры, ведущие к активизации разработки, внедрения в производство и экспорта инновационных технологий, не должны ограничиваться развитием материально-технической базы. Необходимы изменения в законодательстве о профессиональной деятельности инженеров, тем более, что понятия «инженер», «инженерная (инжиниринговая) деятельность» сейчас ни в одном законе не прописаны, права и обязанности лиц, осуществляющих эту деятельность не урегулированы.


рис 9Отдельные нормы, регулирующие общественные отношения в указанной сфере, содержатся в смежных нормативных актах – Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» и Градостроительном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости». Указанные акты регулируют деятельность юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства, но практически не затрагивают вопрос регулирования профессиональной деятельности физических лиц в инженерной области, за исключением кадастровых инженеров. Эта уважаемая профессия сто лет назад называлась «землемер».

Анализ законодательства в инженерной сфере Великобритании, Германии, Японии, США, Австралии, Канады, Украины, Белоруссии показал, что вездев той или иной форме содержится институт инжиниринговой деятельности, закрепляется правовой статус ее субъектов, основной из которых – профессиональный инженер.

В странах Евросоюза, Северной Америки, во многих странах Азии, в отличие от практики, принятой в нашей стране, право заниматься инженерной (инжиниринговой) деятельностью предоставлено в первую очередь аттестованным инженерам – физическим лицам – а уже во вторую очередь инженерным организациям как юридическим лицам, обязанным иметь таких инженеров в штате, а в некоторых случаях в составе учредителей организации.

В 2014 году инициативная группа инженеров разработала законопроект, регулирующий порядок предоставления специалистам различного уровня подготовки и опыта допуска к осуществлению работ и видов инженерной деятельности, непосредственно влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Планируется за счет выделения в составе участников строительной деятельности профессиональных (сертифицированных) инженеров способствовать созданию экономически эффективных объектов без снижения надежности и безопасности, снижению рисков аварий. Во главе строительных бизнесов должны занять место профессионалы не только несущие гражданскую, административную, уголовную и репутационную ответственность за результат, но имеющие реальные права повлиять на технико-технологические решения, выбор конструкций, материалов, и способов производства работ. Здесь придется встретить пятую проблему: инженеры боятся открывать собственный бизнес.

Современный российский рынок в сфере архитектурно-строительного проектирования гражданских (общественных и жилых) объектов следует признать развитым. Количество заказов и участников рынка (юридических лиц) значительное, при этом суммы заказов (0,05-500 млн руб.) и численность персонала в отдельно взятых компаниях (2-500 сотрудников) относительно невелики. Руководителями или владельцами (совладельцами) организаций в большинстве случаев выступают архитекторы или инженеры.

Ситуация на рынке проектирования промышленных объектов коренным образом отличается. Здесь функционируют крупные игроки – наследники или правопреемники проектно-изыскательских институтов советского времени. Они, как правило, входят в ту или иную финансово-промышленную группу и обладают высоким уровнем технической оснащенности. Суммы заказов могут быть весьма значительными (1-10000 млн. руб.), а количество сотрудников может достигать 2000 человек и более.

Важнейшее отличие среднестатистического архитектора от среднестатистического инженера заключается в том, что архитектор с младых ногтей знает, что ему предстоит самостоятельно создавать проекты или руководить проектным коллективом. Пройдя через все годы советской власти, в этой сфере сохранилась система мастерских и бюро: и в архитектурном вузе, и в крупном проектном институте и в малом предприятии – везде архитекторы работают по принципу «мастер – мастерская, подмастерья, ученики». Понимание эффективности такой системы в российской инженерной среде практически отсутствует, можно говорить лишь об отдельных исключениях.

Вот комплекс мер, которые сегодня необходимо не обсуждать, учитывая пагубное положение дел и хорошее изученный опыт зарубежных стран, а применять на практике:

  • Законодательное закрепление классической последовательности стадий инжиниринга (от обоснования инвестиций и декларации о намерениях до авторского надзора и ввода объекта в эксплуатацию).
  • Разработка нового нормативного акта «О порядке обоснования инвестиций».
  • Создание условий для реальной конкуренции на рынке инженерных (инжиниринговых) услуг, обеспечивающей инновационность и высокое качество строительства (производства) инженерных объектов.
  • Подготовка предложений по снижению налоговой нагрузки на субъекты инженерной (инжиниринговой) деятельности.
  • Сбор исходных данных о состоянии инженерной (инжиниринговой) отрасли, подготовка аналитических материалов, подготовка прогноза развития отрасли.
  • Нормативное определение функций и сферы ответственности инженеров и инженерных организаций с учетом специфики (в том числе отраслевой) проектирования различных видов объектов — жилищных, гражданских, производственных, площадочных, линейных.
  • Изменение подходов к определению стоимости проектно-изыскательского этапа в структуре инвестиций за счет законодательного закрепления обязательной номенклатуры проектных и изыскательских работ в зависимости от категории объектов.
  • Разработка методик определения минимальной стоимости проектно-изыскательских работ по категориям объектов через введение системы учета трудозатрат, включая рекомендуемые почасовые ставки проектировщиков и изыскателей различной квалификации.
  • Актуализация справочников цен на инженерные (инжиниринговые) работы.
  • Разработка закона о закупках в сфере строительных услуг, переход от отбора по начальной/максимальной цене к отбору по уровню квалификации подрядчика.
  • Противодействие демпингу за счет разработки рекомендаций по организации и проведению конкурсных процедур на основе объективной оценки квалификации участников торгов с учетом профессиональной квалификации и опыта профессиональных инженеров – работников организации
  • Содействовать введению в контракты на оказание инжиниринговых и дизайнерских услуг пункта об обязательном авансировании в размере не менее 30%.
  • Кодификация видов инженерной (инжиниринговой) деятельности в рамках ОКВЭД.
  • Формирование законодательных актов для проектировщиков на право проектирования с использованием 3D и BIM-моделирования, установление ответственности, обязательности и учета расходов в стоимости работ.
  • Развитие национального программного обеспечения в области управления проектами и календарно-сетевого планирования на единой платформе с открытым кодом и возможностью постоянного развития.

Я предвижу дискуссии с представителями бизнеса, так как законопроект предоставит ряду инженеров дополнительные права и возможности, в том числе уйти «на вольные хлеба». Слушайте, в 1861 году тоже много было споров.

Нужно также понимать, что ряду людей, занимающих сейчас инженерные посты без соответствующей квалификации, придется искать другую работу. Но в этом-то одно из главных достоинств предлагаемого законопроекта.

Своевременным представляется введение механизма обязательного страхования результатов деятельности инженеров, аналогичный тому, что обсуждается сейчас в рамках предложенных правительством поправок к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров. Только суммы, о которых может пойти речь в нашем случае, мне кажутся значительно большими двух миллионов рублей, указанных в этих поправках.

Значительным моментом, требующим обсуждения, является область применения закона: на какие предметные области инженерной деятельности и, следовательно, на какие группы инженеров будет распространяться его действие. Законопроект в рассматриваемой редакции предусматривает самый широкий охват, то есть регистрации и аттестации подлежат все инженеры без исключения. Законодательство развитых стран, как правило, предусматривает обязательное регулирование деятельности профессиональных инженеров только в строительной сфере. Да, инженеры там объединяются и в других областях, но на принципах добровольности.

От области применения будет зависеть, какой государственный орган примет на себя функции регулятора. В этой роли могли бы выступить Минпромторг или Минстрой, в зависимости от регулируемой сферы деятельности. Можно обсудить возможность выполнения этих функций Минтрудом, или целесообразность создания нового агентства.

И главное. Требуется не отдельный закон, а комплекс изменений в законодательстве, так как инженерному делу следует возвратить свободу, как творческую составляющую. Не по духу (творчество всегда было основой лучших отечественных инженерных разработок), а по букве Закона, чтобы инженерный корпус занял заслуженное место среди других творческих, или говоря современным языком, свободных профессий в нашей стране – художников, архитекторов, адвокатов, нотариусов.


Газета «Промышленные ведомости», сентябрь 2015 г.