Горячая линия
для инженеров

Горячая линия инженеров

Национальная палата инженеров осуществляет содействие инженерам в разрешении различных споров, связанных с осуществлением ими инженерной (инжиниринговой) деятельности. Палата принимает устные и письменные жалобы по случаям нарушения конституционного, гражданского, трудового, антикоррупционного, антимонопольного законодательства, и иных норм, регулирующих правоотношения связанные с осуществлением инженерной деятельности. Палата также оказывает содействие в сопровождении административных и уголовных дел.

По всем вопросам обращаться в офис Палаты
тел.: 8(495)123-68-02
e-mail: info@npirf.ru

×

Тезисы доклада Михаила Азарха к Постановлению Правительства № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

1. Специфика разработки проектных документов для объектов производственного назначения

Процесс разработки проектных документов для объектов производственного назначения, где основным является раздел «Технологические решения», получаемый в результате технологического проектирования, имеет ряд характерных отличий от процесса разработки проектных документов для объектов непроизводственного назначения, где основным является раздел «Архитектурно-строительные решения», получаемый в результате архитектурно-строительного проектирования. Это связано в первую очередь с различиями в порядке производства проектной продукции.

В отличие от объектов непроизводственного назначения, где первым выдается архитектурное промежуточное задание, при проектировании промышленных и транспортных объектов технологическое задание выдается первым и служит основой для последующей разработки других разделов проекта.

В разделе «Технологические решения» объектов производственного назначения на основании согласованной с заказчиком программы производства и отраслевых норм технологического проектирования расчетным путем определяются все базовые параметры проектируемого предприятия: состав производственных переделов, объемно-планировочные решения по корпусам основного и вспомогательного производств, нагрузки на полы и перекрытия, параметры строительных конструкций, функциональная схема генплана, состав технологического, транспортного, складского, вспомогательного оборудования, численность работающих и штатное расписание, энергопотребление по видам энергоносителей, объем выбросов, включая вредные, и др. показатели. Они служат исходными данными для подготовки заданий на разработку других разделов проекта: генплана (ГТ), архитектурно-строительных решений (АР, АС и др.), инженерных сетей и источников энергообеспечения, автоматизированных систем управления (АСУ), связи и сигнализации (СС), административно-бытовых помещений, противопожарной защиты, охраны окружающей среды и других разделов в соответствии с составом проектной документации.

При проектировании объектов производственного назначения основной целью является создание пространства для машин и механизмов, поэтому все разделы проектного документа, включая архитектурно-строительные решения логично подчинены технологии.

Важно, что для ряда сооружений (трубопроводные обвязки, технологические установки, насосно-компрессорные агрегаты, электроподстанции и распределительные устройства открытого типа, доменные печи и другие печные установки, отстойники, дробилки, шнеки, градирни, катодная и анодная защиты и многое другое) архитектурная часть в виде комплекта чертежей марки АР вообще не разрабатывается.  В отдельных случаях может не разрабатываться и строительная часть (чертежи марок КЖ, КМ, КД и АС), например при проектировании систем связи и информационно-технологических систем, «деботтлнекинга» (debottlenecking) технологических обвязок.

Иногда отдельные элементы крепежа или наглядной информатики включаются в технологические разделы (комплекты ТХ, ТН, ТГ, ТЛ, ТЛЧ и другие), электротехнические разделы (комплекты ЭО, ЭС, ЭХЗ), разделы для описания систем связи, сигнализации и слаботочных устройств (комплект СС) и контрольно измерительных приборов и автоматизации  систем управления технологическим процессом (комплекты КИПиА и АСУ ТП).

Так как, при отсутствии описания основной технологии, разделы в общей пояснительной записке (ОПЗ), посвященные вспомогательным разделам (в том числе архитектурно-строительному), не имеют логического смысла и целевого обоснования, раздел «Основная технология» для объектов производственного назначения должен располагаться первым в сводной ведомости основных комплектов (СВОК) и первым описываться в ОПЗ.

Приоритетное значение технологического проектирования отражено в СНиП’ах на проектирование выпусков 1983, 1985, 1995 гг. и в других нормативных и справочных материалах.

В справочнике «Проектирование машиностроительных заводов и цехов» в 6-и томах 1974 года прописано, что «Генеральным проектировщиком должна быть проектная организация, разрабатывающая технологическую часть основного производства или проект основных объектов строительства».

В СНиП 11-01-95 (Инструкция о порядке разработки проектной документации), СП 11-101-95 (Порядок разработки обоснования инвестиций), действовавшие до 2003 г., раздел «Технологические решения» в составе проекта следует сразу после вводных разделов и генплана.

Факт преимущественного значения технологического проектирования подтверждается и действующими «Сборниками цен на проектные работы для строительства» (СЦПР). Если в СЦПР гражданского, жилищного строительства доля архитектурно-строительной части в общей стоимости разработки проектной документации составляет 30-45%, а доля технологических решений – 10-20%, то в СЦПР производственных отраслей доля технологического проектирования составляет до 50%, а архитектурно-строительных решений – только 7-12%.

В настоящее время объемы реконструкции и технического перевооружения существующих промышленных предприятий с целью выпуска современной конкурентоспособной, импортозамещающей продукции, повышения производительности труда за счет замены устаревшего и физически изношенного оборудования на современное, высокопроизводительное, экологически более чистое и энергосберегающее с использованием прогрессивных технологических процессов, значительно превышают объемы нового строительства производственных объектов. Доля разделов «Технологические решения» и «Инженерное обеспечение» в составе проектной документации таких объектов может составлять до 90-95%. Раздел «Архитектурно-строительные решения», как говорилось ранее, во многих проектах реконструкции и технического перевооружения вообще отсутствует.

  1. Обязательность прединвестиционных исследований для объектов производственного назначения

Действующие нормативно-правовые акты (Градостроительный кодекс РФ, Постановление Правительства №87) не содержат требований по обязательным прединвестиционным исследованиям, в результате которых разрабатываются предпроектные документы: инвестиционный замысел (ИЗ), обоснование инвестиций (ОБИН), технико-экономический расчет (ТЭР) и прочее. В СССР и первые годы РФ выполнение таких проработок было обязательным. В рамках подготовки таких документов осуществлялся технико-экономический анализ и сопоставление вариантов, в том числе выбор технологии. Сейчас СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» отменен. Строительство жилых и общественных зданий зачастую имеет социальный характер, где экономический эффект отходит на второй план. Такая ситуация не характерна для объектов производственного назначения.

Ранее в СССР и сейчас в странах ВТО принята классическая последовательность проектирования, которая выглядит так: подготовка ТЗ на прединвестиционные исследования -> прединвестиционные исследования -> экспертиза прединвестиционных исследований -> ТЗ на разработку проектной документации -> разработка проектной документации –> экспертиза проектной документации -> разработка рабочей документации.

Действующие нормативные документы были написаны с нарушением этой последовательности, поэтому сейчас последовательность проектирования выглядит так: подготовка ТЗ на проектирование -> разработка проектной документации –> экспертиза проектной документации -> рабочая документация.

В результате прединвестиционные исследования часто сводятся к написанию ТЗ заказчиком, либо частично выполняются во время конкурсных процедур на базе технико-коммерческих предложений подрядчиков. В обоих случаях велик риск принятия неоптимальных решений.

Для объектов производственного назначения следует законодательно ввести обязательность этапа прединвестиционные исследования. Следует доработать «старый» СП  11-101-95 с учетом современной специфики, связанной в первую очередь с частным землепользованием. Возможно использование имеющихся аналогичных документов стран Таможенного союза.

  1. Проблемы действующей нормативной базы, регулирующей порядок разработки проектной документации

Отсутствие термина «технологическое проектирование» в Градостроительном кодексе оказало влияние на подзаконные нормативные правовые акты, в частности Постановление Правительства № 87, которое изначально разрабатывалось под проектирование жилищных и гражданских объектов, не учитывая исторически сложившийся и практически обоснованный порядок разработки проектной документации для строительства объектов производственного назначения.

В настоящий момент существует вынужденная необходимость разработки и принятия на законодательном уровне частных отраслевых требований, учитывающих специфику проектирования промышленных объектов, а также снижения объема усредненных и степени абстрактных требований к составу и детализации проектных решений.

Ничем не обоснованное распространение практики проектирования жилых и гражданских объектов на проектирование промышленных и транспортных объектов проявилось в 87-ом Постановлении, где раздел проекта «Технологические решения» следует под № 22 после разделов «Канализация», «Газоснабжение».

Такая последовательность изложения проектной документации при рассмотрении разделов с 1 по 21 (от генплана, АР, до канализации, газоснабжения) у органов экспертизы всегда вызывает многочисленные вопросы по обоснованию принятых в этих разделах решениях. Ответы находятся в следующем разделе проектной документации — № 22 «Технологические решения».

Важным аспектом также является стимулирование применения в проектной строительной документации инновационных технических решений и обеспечение соблюдения прав патентообладателей при разработке документаци.

С моей точки зрения правильный механизм разработки, согласования и экспертизы проектной документации с точки зрения обеспечения соблюдения прав третьих лиц на используемые технические решения (изобретения, полезные модели и т.д.) выглядит следующим образом.

При разработке проектной документации проектировщик (в соответствии с Постановлением Правительства № 87 о порядке разработки проектной документации, требующее корректировки) обязан в пояснительной записке к проекту указать объекты интеллектуальной собственности, использованные в проекте. Для этих целей проектировщик запрашивает у производителей закладываемой в проект продукции патентный формуляр, отражающий результаты проведения патентных исследований в соответствии с ГОСТ Р 15.012–84. Для этого, и мы уже выступили с такой инициативой, должны быть внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства № 87, а также в ведомственные акты. В частности в типовое задание на проектирование должно быть включено обязательное проведение экспертизы проектной документации на патентную чистоту.

В проектную документацию могут включаться только те технические решения, материалы, продукция, права на которые не защищены третьими лицами, в противном случае, должны проводиться соответствующие согласования между заказчиком и патентообладателем.

Для этого необходимо на всех этапах инвестиционного цикла своевременно и юридически грамотно осуществлять весь комплекс мероприятий, связанных с определением патентоспособности, патентной чистоты результатов интеллектуальной деятельности, принятием решения об использовании результата интеллектуальной деятельности: патентование, использование в режиме ноу-хау, заключение лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права, регистрация соответствующего результата интеллектуальной деятельности, его промышленное и коммерческое использование.

Предложения по изменению законодательства в части стадийности и содержания проектных работ:

 

Предложения
1.   

Необходимо законодательно закрепить стадийность проектирования:

  • бизнес план (при необходимости)
  • предпроектная документация
  •  формирование инвестиционного замысла (идеи);
  • декларация (ходатайство) о намерениях;
  •  обоснование инвестиций (ОИ), технико-экономическое обоснование (ТЭО);
  •  экспертиза ОИ, ТЭО (на предмет возможности строительства объекта с учётом законных прав и интересов 3-х лиц, защиты окружающей природной среды, эффективности размещения производительных сил, эффективности инвестиций); (основание: «Практическое Пособие по обоснованию инвестиций…» Минстроя РФ 1995 г., Организационно-технологическая схема разработки предпроектной документации для объектов строительства, стр. 11).
  • проектная документация;
  • рабочая документация;
  •   инструкция по эксплуатации.
2. В зависимости от функционального назначения и характерных отраслевых признаков отдельных объектов капитального строительства, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно — правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, вправе устанавливать иные требования к составу, содержанию разделов проектной документации и последовательности их изложения
3. За исключением отдельных положений, являющихся общими для видов проектной документации, 87 Постановление не должно распространяться на разработку, согласование, утверждение, состав и содержание:

  • предпроектной документации (в том числе обоснований инвестиций (ОИ), технико-экономических обоснований), разработка которой определяется действующими нормативными и методическими документами (СП 11-101-95, СНиП 11-01-95, письмо Госстроя РФ от20.03.03г. №СК-1692/3, «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», утверждённые Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ);
  • градостроительных проектов;
  • проектов строительства малоэтажных жилых домов усадебного типа (объектов индивидуального жилищного строительства), а также перепланировку (реконструкцию, переоборудование) квартир и иных отдельных жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом здании, или его частей;
  • типовых проектов, отдельных типовых проектных решений (типовых строительных конструкций, изделий, узлов);
  • экспериментальных проектов (проектную документацию на экспериментальное строительство);
  • проектной документации, предназначенной для строительства объектов за пределами территории РФ;
  • межгосударственных (международных) проектов с участием РФ.
4. Раздел «Технологические решения», разрабатываемый на основе соответствующих отраслевых норм технологического проектирования (ОНТП), должен быть по изложению первым после вводных разделов в составе ПД.Раздел «Технологические решения» должен содержать Задания на разработку архитектурно-строительных решений зданий и сооружений, включая административно-бытовые помещения, проектирование объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, системы пожаротушения, раздела «Охрана окружающей природной среды».
5. Требования для площадочных и линейных объектов должны быть разделены.
6. Требования для объектов производственного и непроизводственного назначения должны быть разделены.
7. Ввести в качестве обязательного раздел «Организация эксплуатации объекта». Степень детализации инструкции по эксплуатации должна оговариваться в Задании на проектирование с учётом требований федеральных и отраслевых нормативных документов. Смета на надлежащее обеспечение эксплуатации объекта может разрабатываться, если это оговорено в Задании на проектирование.
8. Для уникальных объектов необходимо выдавать заключение о реализуемости.
9. Рабочая документация может иметь отклонения от проектной документации. Отклонения не должны снижать уровень надежности и безопасности объекта (ответственность за соблюдение данных условий несет ген. проектировщик). В случае изменения рабочей документации, она должна быть согласована с проектной организацией (если работы по подготовке рабочей документации переданы на подряд).
10.

Необходимо восстановить одностадийное проектирование (рабочий проект):

  • по объектам, строительство которых предполагается выполнять на основе действующих типовых проектов (привязка типового проекта), либо с применением отдельных типовых проектных решений (типовых строительных конструкций, изделий, узлов);
  • при оформлении ранее разработанного индивидуального проекта для повторного или многократного применения в строительстве (при привязке индивидуального проекта);
  • при реконструкции (модернизации, техническом перевооружении капитальном ремонте) существующих объектов.
11. Раздел «Эффективность инвестиций» разрабатывается в полном объёме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счёт средств государственного бюджета. В остальных случаях необходимость и объём разработки указанного раздела определяется заказчиком и указываются в Задании на проектирование.
12. При строительстве объектов, отнесенных в установленном порядке к технически сложным, со сроком строительства более трех лет, должна выполняться разработка предпроектной документации (ОИ, ТЭО) и проектной документации в две стадии (ПД и РД) с разбивкой общего периода реализации объекта на отдельные этапы и разработкой проектной документации на каждый этап строительства.При этом по согласованию с Заказчиком и местной Администрацией (в форме разрешения на строительство) может осуществляться разработка рабочей документации на объём работ первого года строительства предприятия (сооружения) в установленном порядке до утверждения проектной документации и выполнение по ней подготовительных и строительно-монтажных работ по внеплощадочным сооружениям и коммуникациям, объектам производственной базы, др. (при наличии заключения органов экпертизы по предпроектной документации и утверждённых Заказчиком схемы генерального плана и габаритной схемы объекта строительства) (основание – СНиП 1.02.01-85, п. 1.6. абзац 4).
13. В типовое задание на проектирование должно быть включено обязательное проведение экспертизы проектной документации на патентную чистоту, результаты которого должны включаться в отдельный раздел ПСД. В ПСД должны включаться сведения о всех использованных в проекте объектах интеллектуальной собственности (не только изобретениях, как указано в действующей редакции)

 

Внесение указанных изменений в нормативные акты позволит повысить объемы и качество проработки проектных решений для объектов промышленного назначения, а также линейных объектов, повысит эффективность проведения экспертизы проектной документации, позволит увеличить объемы финансирования проектных работ за счет введения предпроектной стадии, повысить эффективность использования государственного бюджета при строительстве объектов капитального строительства с полным или частичным государственным финансированием.