РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АВТОРСКИХ ПРАВ ИНЖЕНЕРОВ
Защита авторских прав проектировщиков и борьба с контрафактной продукцией становятся на современном этапе развития нашего государства важными составляющими экономической безопасности. Несмотря на пристальное внимание к данной проблеме органов государственной власти РФ, представителей бизнеса, средств массовой информации и самих потребителей, ситуация с авторскими правами на результаты интеллектуальной деятельности на российском рынке не улучшается.
Основными причинами выступают несовершенство законодательной и нормативно-технической базы, «размытый» механизм государственного регулирования потребительского рынка, несовершенство правоприменительной системы в части выявления нарушений, безнаказанность должностных лиц, в том числе непосредственно отвечающих за патентную чистоту.
Несовершенство системы защиты авторских прав проектировщиков и патентообладателей наносит ущерб:
— экономике страны в виде непоступления налоговых и иных платежей;
— обладателям авторских прав на инновационные решения;
— престижу страны;
— инвестиционному климату;
— жизни и здоровью потребителей;
и качеству построенных объектов.
Развитие законодательства в области защиты авторских прав проектировщиков является приоритетным направлением работы вновь созданного Национального объединения изыскателей и проектировщиков.
Основополагающим пробелом современного законодательства является отсутствие в Гражданском кодексе в перечне объектов интеллектуальной собственности результатов инженерной деятельности (в отличие от поименованных в кодексе, например, объектов садово-паркового искусства).
Существует 2 группы результатов инженерной деятельности с точки зрения правовой защиты. Первый представляет собой результат интеллектуальной деятельности, который в рамках действующего законодательства может охраняться авторским правом или патентным правом. Второй вид – иные технические разработки, технические, технологические и художественно-конструктивные решения, рационализаторские предложения, результат которых по действующему законодательству не подлежит правовой защите в рамках авторского права. Мы полагаем, что этот пробел удастся устранить с принятием закона об инженерной деятельности и внесением корреспондирующих изменений в Гражданский кодекс.
Институты «ноу-хау» и «рационализаторских предложений» представляют большой интерес в рамках развития законодательства об авторских правах на результаты инженерной (инжиниринговой) деятельности.
Изучены проблемы проектных организаций нефтегазовой отрасли, с которыми они сталкиваются в процессе разработки проектной документации.
87 Постановление содержит упоминание о необходимости указывать в пояснительной записке проектной документации только «изобретения». При этом законодатель не указал в нем иные охраняемые законом объекты интеллектуальных прав – полезные модели, промышленные образцы, иные охраняемые законом результаты проектной деятельности.
В процессе согласования применения инновационных технических решений проектировщик не осуществляет технико-экономическое обоснование их использования. На практике заказчик отказывается применять патенты, правами на которые обладают третьи лица, что, обусловлено объективными причинами; и предлагает использовать альтернативные технические решения, необоснованно указывая на значительное увеличение стоимости проекта.
В результате — большинство проектных организаций отказываются от применения инновационных решений, содержащих права третьих лиц, или не вносят в проектную документацию сведения о защищенных объектах интеллектуальной собственности, что приводит к нарушению прав третьих лиц при реализации инвестиционного проекта
Суды не признают включение в проектную документацию изобретений, защищенных патентами РФ, нарушением законодательства об авторских правах. Имеется многочисленная судебная практика, которая подтверждает, что все риски, связанные с нарушением прав третьих лиц ложатся на заказчика.
Актуальна проблема стимулирования инженеров-проектировщиков к разработке новых технических решений. В советский период, во времена действия изобретательского права, после получения авторского свидетельства и начала промышленного использования изобретения на предприятии автор мог получать значительное вознаграждение. В настоящий момент правоприменительная практика свидетельствует о значительных нарушениях прав авторов на результаты инженерного труда.
Согласно Гражданскому кодексу РФ Правительство вправе установить порядок и сроки выплаты вознаграждений за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы. В отношении вознаграждений за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы Правительство на текущий момент не определило минимальных ставок авторских вознаграждений, несмотря на наличие такого полномочия.
Важным представляется вопрос авторства проекта. В соответствии с ФЗ «Об архитектурной деятельности» вводится специальное понятие — автор архитектурного проекта. В настоящее время, в случае с промышленными объектами, такая практика признания авторства на проект не применяется.
Мы предлагаем следующую процедуру. Генеральный проектировщик издает Приказ «автором проекта считать …» и далее ФИО ГИПов, которые осуществляют проект.
Еще одна проблема — понятие авторского надзора и его обязательность в действующем законодательстве размыты. Как показывает опыт значимость авторского надзора заказчику не всегда понятна. Перечень лиц, имеющих право вести авторский надзор, варьируется от лиц, подготавливающих проектную документацию, до организаций–представителей заказчиков. В некоторых документах авторский надзор вообще не признается обязательным. В промышленном проектировании положение дел выглядит особенно остро.
В международной практике авторский надзор ведет автор проекта, т. е. инженер или инжиниринговая компания, разработавшая проектную документацию
Вот, какие задачи необходимо решить:
- Принятие закона об инженерной деятельности и корреспондирующих изменений в Гражданский кодекс РФ в части введения авторского права на результаты инженерной деятельности, не только на отдельные технические решения, но и на проект в целом.
- Возврат практики присвоения главным инженерам проектов (в соответствии с проектом закона об инжиниринге — профессиональным инженерам) статуса «автор проекта» для объектов производственного назначения.
- Внесение изменений в Постановление Правительства РФ №87 о составе разделов проектной документации в части расширения перечня объектов интеллектуальной собственности, подлежащих включению в проектную документацию.
- Подготовка Стандарта «Порядок обоснования включения в проектную документацию и расчета экономической эффективности применения результатов интеллектуальной деятельности».
- Внесение изменений в типовое задание на проектирование в части проведения обязательных патентных исследований проектной документации на патентную чистоту.
- Обязательное проведение экспертизы проектной документации на предмет патентной чистоты проектных решений.
- Введение в Градостроительный кодекс обязательного авторского надзора за строительством объекта, который обязан проводить автор проекта (то есть проектировщик).
- Совершенствование уголовного законодательства и методическое обеспечение правоприменительной деятельности правоохранительных органов в области интеллектуальной собственности (прежде всего, ОБЭП)
Указанные выше меры позволят повысить роль инженеров в инвестиционном процессе, стимулировать проектные организации к разработке новых инновационных проектов, снизить риск использования контрафакта при строительстве, значительно повысят качество построенных объектов и обеспечат внедрение передовых технических разработок в проектирование и строительство.