Приоритетные направления
УТВЕРЖДЕНО
Общим собранием членов
Ассоциации инженеров
«Национальная палата инженеров»
(Протокол № 1 от 10 ноября 2015 года)
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НПИ
на 2015-2017 гг.
- Развитие и защита рынка инженерных (инжиниринговых) работ. Повышение роли и статуса инженеров в инвестиционно-строительном цикле и в жизни страны
- Продвижение проекта Федерального закона «О профессиональных инженерах в РФ» введение в законодательство понятий «инженер» и «инженерная деятельность».
- Создание условий для реальной конкуренции на рынке инженерных (инжиниринговых) услуг, обеспечивающей инновационность и высокое качество строительства (производства) инженерных объектов.
- Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса, подготовка предложений по снижению налоговой нагрузки на субъекты инженерной (инжиниринговой) деятельности.
- Сбор исходных данных о состоянии инженерной (инжиниринговой) отрасли, подготовка аналитических материалов, подготовка прогноза развития отрасли.
- Совершенствование градостроительного законодательства и законодательства о порядке выполнения проектных и изыскательских работ, составе проектно-сметной документации и этапах ПИР в составе инвестиционных проектов
- Законодательное закрепление этапов выполнения проектных и изыскательских работ в классической последовательности (от декларации о намерениях и обоснования инвестиций до авторского надзора за строительством).
- Нормативное определение функций и сферы ответственности инженеров и инженерных организаций с учетом специфики (в том числе отраслевой) проектирования различных видов объектов — жилищных, гражданских, производственных, площадочных, линейных.
- Введение терминов «градообразующие факторы» и «технологическое проектирование» в Градостроительный кодекс РФ.
- Подготовка и продвижение проекта изменений Постановления Правительства № 87.
- Повышение роли разделов проектной документации – автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) и автоматизированные системы управления предприятием (АСУ П).
- Создание законодательных актов в области управления жизненным циклом промышленного предприятия, стандартов по учету жизненного цикла при проектировании.
- Создание законодательства в области промышленного строительства на условиях государственно-частного партнерства.
- Подготовка изменений в Гражданский кодекс РФ в целях приобщения профессии «инженер» к перечню творческих профессий.
- Создание единого реестра инженеров
- Разработка и организация ведения электронного реестра инженеров на основе современных информационных технологий.
- Совершенствование системы ценообразования и конкурсных процедур в инженерной (инжиниринговой) деятельности.
- Изменение подходов к определению стоимости проектно-изыскательского этапа в структуре инвестиций за счет законодательного закрепления обязательной номенклатуры проектных и изыскательских работ в зависимости от категории объектов.
- Разработка методик определения минимальной стоимости проектно-изыскательских работ по категориям объектов через введение системы учета трудозатрат, включая рекомендуемые почасовые ставки проектировщиков и изыскателей различной квалификации.
- Актуализация справочников цен на инженерные (инжиниринговые) работы.
- Разработка закона о закупках в сфере строительных услуг, переход от отбора по начальной/максимальной цене к отбору по уровню квалификации подрядчика.
- Противодействие демпингу за счет разработки рекомендаций по организации и проведению конкурсных процедур на основе объективной оценки квалификации участников торгов с учетом профессиональной квалификации и опыта профессиональных инженеров – работников организации
- Введение ресурсного и ресурсно-индексного ценообразования, переход от базисно-индексной парадигмы к ресурсным расценкам.
- Переход от ценообразования «сверху-вниз» к ценообразованию «снизу-вверх» с тарификацией инженерных (инжиниринговых) услуг, услуг по управлению проектами и конкурсными процедурами, услуг управляющей компании проекта с включением услуг генподрядчика.
- Изменение механизма государственного финансирования проектов за счет бюджетных средств через внедрение государственного проектного финансирования.
- Формирование института платных услуг строительного контроля и технического надзора за строительством государственными надзорными органами с фиксированными государством тарифами и загрузкой.
- Создание законодательной базы для системы мотивации на внедрение новаций в строительстве через создание единого информационного пространства.
- Создание универсального государственного электронного контракта в строительстве на базе ресурсного ценообразования и тарифов на государственное кредитование.
- Создание единой государственной базы часовых расценок и тарифов услуг рабочих и специалистов в инженерной (инжиниринговой) сфере.
- Формирование нового сборника ресурсных сметных норм на специальные строительные работы (изменение 10-й главы), направленного на учет ресурсного ценообразования, затрат на управление проектом и инжиниринг, на полное соответствие бухгалтерскому учету и каталогу типовых контрактов (т.е. формирование плана счетов для учета инвестиций в строительстве).
- Разработка тарифов на инжиниринговые услуги в строительстве, государственного перечня инжиниринговых услуг и тарифов на управление проектами.
- Создание условий для формирования собственных требований к исполнителям у профессиональных государственных промышленных корпораций, с правом формировать собственную систему отбора, утверждаемую в Минстрое.
- Совершенствование кадрового обеспечения инженерной (инжиниринговой) деятельности.
- Повышение роли главного инженера проекта в инвестиционном процессе.
- Внедрение стандарта профессиональной деятельности инженера.
- Создание независимой системы подтверждения профессиональной квалификации руководителей и специалистов в области проектирования и инженерных изысканий.
- Поддержка развития Палаты архитекторов для проведения профессиональной аттестации архитекторов.
- Разработка стандартов профессиональной деятельности инженеров по должностям, содействие принятию указанных профессиональных стандартов Минтрудом России.
- Совершенствование системы целевой профессиональной подготовки, переподготовки и непрерывного повышения квалификации инженерных кадров.
- Аккредитация программ дополнительного профессионального образования инженеров, необходимых для получения статуса профессионального инженера.
- Совершенствование деятельности молодых специалистов – инженеров с учетом перехода на двухступенчатую систему образования (бакалавры и магистры), создание системы присвоения квалификации «инженер-интерн», «инженер-специалист», «профессиональный инженер».
- Взаимодействие с ведущими профильными учебными заведениями высшего профессионального образования.
- Внедрение дуального образования в строительной сфере, включающей появление двух вариантов бакалавров: академический (4 года) и прикладной бакалавриат (5 лет), академическую магистратуру (2 года) и прикладную (3 года).
- Создать специальные трудовые договоры для учащегося бакалавра и магистра с правом работы по 4 часа, при этом требуется и создание специальных рабочих мест с загрузкой в 4 часа для учащихся сотрудников (офисные рабочие должности для учащихся на бакалавров) и инженерные должности для учащихся магистров.
- Развитие института авторского права
- Включение результатов инженерной деятельности в перечень объектов авторских прав, предусмотренных Гражданским кодексом, защита авторских прав инженеров на инженерные проекты. Приобщение профессии «инженер» к другим творческим профессиям.
- Возврат полномочий по ведению авторского надзора автору проекта с целью повышения качества строительства. Передача обязанности подготовки исполнительной документации по результатам строительства группе авторского надзора под руководством главного инженера проекта. Возврат обязательной подписи главного инженера проекта на акте ввода в эксплуатацию. Применение механизма снятия авторства с последующим увеличением страхового тарифа.
- Внедрение обязательного ежегодного дополнительного послевузовского образования для главных инженеров проекта и их заместителей.
- Разработка унифицированных элементов для проектирования объектов производственного назначения
- Работа по анализу проектной документации на предмет включения ее в реестр типовой проектной документации. Контроль использования морально устаревших типовых проектов и проектной документации повторного применения.
- Разработка унифицированных альбомов металлических и деревянных несущих конструкций для проектирования объектов производственного назначения.
- Разработка унифицированных альбомов легкосборных ограждающих конструкций для проектирования объектов производственного назначения.
- Разработка унифицированных показателей сметной стоимости строительства, ведение единой базы данных технико-экономических показателей объектов производственного назначения и транспортной инфраструктуры.
- Участие в реализуемых государственных программах по развитию инжиниринга
- Разъяснение содержания инжиниринговых услуг в области капитального строительства, как функций генерального проектировщика, наделенного на договорной основе полномочиями по реализации проекта.
- Получение налоговых и кредитных преференций в рамках государственной программы по инжинирингу.
- Создание программы мер по поддержке инжиниринговых компаний в инвестиционно-строительной сфере и развитию экспорта инжиниринговых услуг в строительной сфере.
- Кодификация видов инженерной (инжиниринговой) деятельности в рамках ОКВЭД.
- Формирование законодательных актов для проектировщиков на право проектирования с использованием 3D и BIM-моделирования, установление ответственности, обязательности и учета в стоимости работ.
- Развитие национального программного обеспечения в области управления проектами и календарно-сетевого планирования на единой платформе с открытым кодом и возможностью постоянного развития.
- Совершенствование отечественной нормативно-технической базы
- Участие в разработке актуализации отраслевых норм технологического проектирования во взаимодействии с Минпромторгом, Минэнерго, Минсвязи, Минсельхозом, Минтрансом и другими федеральными органами исполнительной власти в рамках национальной технологической инициативы.
- Освоение Еврокодов и иных международных стандартов в целях повышения конкурентоспособности российских инженеров на зарубежных рынках.
- Развитие и совершенствование национальной нормативной технической базы, создание единой нормативной базы Таможенного союза (ЕврАзЭС), гармонизация требований национальных норм с европейскими, в том числе участие в их разработке (актуализации), публичном обсуждении и экспертизе.
- Совершенствование единой системы классификации и кодирования стандартов РФ.
- Поддержка применения Еврокодов и иных международных стандартов при выполнении инженерных (инжиниринговых) работ для строительства отдельных объектов на территории РФ.
- Продолжение работы по включению справочников базовых цен в федеральный реестр сметных нормативов Минстроя России.
- Создание системы технического регулирования в области инвестиционно-строительного инжиниринга.
- Адаптация национальных стандартов в области строительных технологий, материалов и управления проектами с международными требованиями.
- Разработка национального стандарта по управлению инвестиционно-строительными проектами.
- Совершенствование порядка разработки, экспертизы и состава документации при проектировании объектов промышленности и транспортной инфраструктуры.
- Введение обязательной разработки прединвестиционной стадии при проектировании объектов промышленности и транспортной инфраструктуры.
- Развитие взаимодействия НПИ с органами государственной и негосударственной экспертизы
- Развитие сотрудничества НПИ с органами государственной и негосударственной экспертизы, общественными организациями в сфере экспертизы.
- Разработка иерархии требований к экспертизе проектной документации и инженерных изысканий с учетом различных видов объектов и отраслевой специфики.
- Создание единой экспертно-аналитической базы технико-экономических показателей проектной документации, прошедшей экспертизу и сравнение с технико-экономическими показателями введенных объектов с дифференциацией по отраслям.
- Развитие системы страхования профессиональной ответственности инженеров.
- Взаимодействие со страховыми компаниями на предмет введения нового страхового продукта – страхование профессиональной ответственности инженера.
- Разработка Требований к страхованию профессиональной ответственности инженеров.
- Развитие сотрудничества с регионами
- Работа с главами субъектов федерации, заключение договоров о взаимопонимании и сотрудничестве между НПИ и заинтересованными регионами.
- Координация деятельности региональных Палат инженеров в рамках принятых приоритетных направлений деятельности. Привлечение региональных представителей к работе по приоритетным направлениям.
- Раскрытие информации о результатах работы региональных Палат инженеров, обеспечение учета и контроля исполнения решений в рамках принятых процедур.
- Развитие сотрудничества с законодательными и исполнительными органами государственной власти и общественными организациями
- Включение представителей НПИ в общественные и экспертные советы при органах исполнительной и законодательной власти.
- Проведение круглых столов и конференций под эгидой Государственной Думы и Совета Федерации.
- Взаимодействие с другими профессиональными национальными объединениями и общественными организациями по пересекающимся вопросам.
- Делегирование представителей НПИ в лице Вице-президентов и членов Совета в общественные организации – Палату архитекторов, Союз инженеров-изыскателей, НАИКС, НОПРИЗ, НОСТРОЙ, НОЭКС, Общественную палату РФ, ТПП, РСПП и другие национальные объединения и профессиональные сообщества.