Горячая линия
для инженеров

Горячая линия инженеров

Национальная палата инженеров осуществляет содействие инженерам в разрешении различных споров, связанных с осуществлением ими инженерной (инжиниринговой) деятельности. Палата принимает устные и письменные жалобы по случаям нарушения конституционного, гражданского, трудового, антикоррупционного, антимонопольного законодательства, и иных норм, регулирующих правоотношения связанные с осуществлением инженерной деятельности. Палата также оказывает содействие в сопровождении административных и уголовных дел.

По всем вопросам обращаться в офис Палаты
тел.: 8(495)123-68-02
e-mail: info@npirf.ru

×

Вернуть «технологическое проектирование» в российское законодательство

Foto 15

Сегодня в фокусе государственных властей и профессионального сообщества стоят важные вопросы совершенствования градостроительной деятельности и модернизации, инновационного и технологического развития Российской экономики. Эти вопросы выходят на первое место, и реализуемая Минпромторгом Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» тому подтверждение.

Автор: Президент Национальной палаты инженеров, к.т.н. И.В. Мещерин;
Главный инженер ОАО «ГИПРОАВТОПРОМ» Шерман Михаил Абрамович

Соавтор: Секретарь Комитета по технологическому проектированию НОП, Помощник директора СРО НП «Инженер-Проектировщик» А.В. Панчев.

Сегодня в фокусе государственных властей и профессионального сообщества стоят важные вопросы совершенствования градостроительной деятельности и модернизации, инновационного и технологического развития Российской экономики. Эти вопросы выходят на первое место, и реализуемая Минпромторгом Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» тому подтверждение.
Предприниматели и промышленники России заинтересованы в создании конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, в разработке и применении передовых промышленных технологий, эффективно решающих задачи обеспечения экономического развития  страны. Но любая модернизация – это результат грамотного планирования и качественного проектирования.

Основополагающим нормативным правовым актом, регламентирующим сегодня вопросы проектирования в Российской Федерации, является Градостроительной кодекс, однако нынешняя его редакция является серьезным тормозом для модернизации и развития экономики страны. Остановимся на наиболее важных из них.

Градообразующие факторы

 В соответствии с классической практикой регулирования и осуществления градостроительной деятельности, принятой в странах ВТО и применяемой ранее в СССР и РФ до выхода Градостроительного кодекса РФ 2004 г., в ее основе лежит анализ градообразующих факторов. К таким относят факторы, непосредственно влияющие на возникновение, развитие или ликвидацию поселений, и служащие основой для комплексного развития территорий и занятости населения.

Это пункты приложения производительных сил и использования местных сырья и материалов. В первую очередь к градообразующим факторам следует отнести  промышленные объекты и магистральный транспорт, являющиеся важнейшим аспектом комплексного развития территорий, обеспечивающими занятость самодеятельного населения и наличие рабочих мест.

Вместе с тем, действующая редакция Градостроительного кодекса РФ никак не учитывает необходимость первоочередного развития градообразующих факторов, а так же особенностей проектирования этих объектов. Тем самым нарушается причинно-следственная связь социально-экономических процессов, являющихся базисом для разработки, анализа и применения совокупности норм градостроительного законодательства.

Понятие проектирования

В соответствии с действующим российским законодательством понятие «архитектурно-строительное проектирование» принято как синоним термина «проектирование». Это понятие определено в действующей редакции Градостроительного кодекса РФ (ст. 48, п. 1), принятой в 2004 году. До этого времени классификация видов проектирования в России и ранее в СССР соответствовала дифференцированной структуре экономики страны и отражала реальную специфику работы проектантов.

Определение проектирования, данного И.И. Ляховым в Большой Советской Энциклопедии в 1978 году:

«Проектирование (от лат. projectus, буквально — брошенный вперед), процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Различают этапы и стадии проектирования, характеризующиеся определенной спецификой. Предметная область проектирования постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами проектирования (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др. начали складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое проектирования и др.

Технологическое проектирование, наряду с архитектурно-строительным, машиностроительным и другими является одним из самостоятельных видов проектирования. Технологическое проектирование лежит в основе проектных документов, определяющих параметры создания градообразующих факторов: в первую очередь промышленных предприятий и различных видов производств, в том числе тяжелой, легкой, пищевой промышленности, добычных и перерабатывающих комплексов, стройиндустрии, объектов магистрального транспорта, а также транспортного и инженерного обеспечения территорий, любых видов объектов передачи информации, связи, управления и т.п. Прямая зависимость социально-экономических условий проживания людей от параметров градообразующих факторов не подлежит сомнению, поэтому технологическое проектирование является субъектом регулирования в сфере капительного строительства и должно рассматриваться в рамках градостроительного законодательства.

Специфика архитектурно-строительного проектирования

В соответствии с Федеральным Законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», архитектурная деятельность – это профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации.

Архитектурный проект – архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту.

Архитектурный объект – здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.

Таким образом, архитектурно-строительное проектирование осуществляется в первую очередь для создания жилых и общественных зданий, то есть для задач потребления. При проектировании жилых зданиях технологом выступает архитектор. При проектировании общественных зданий основной задачей является создание пространства для людей, поэтому технология в таких проектных документах логично подчиняется архитектурно-строительным решениям.

В соответствии с Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 работы по подготовке архитектурных решений являются одним из видов работ по подготовке проектной документации.

Минстрой России без обоснований указывает на неотносимость вопросов, связанных с регулированием технологического проектирования, к регулированию строительства, архитектуры, градостроительства, но тем самым признает факт существования технологического проектирования в качестве самостоятельного вида проектирования. Действующая редакция Градостроительного кодекса, оперируя термином «архитектурно-строительное проектирование», в котором понятие «архитектурный» является смыслообразующим, связывая семантические поля терминов «архитектурно-строительное проектирование» и «архитектурная деятельность» через словоформу «архитектурный», смещает акцент регулирующего воздействия на объекты жилищного и гражданского назначения и формирует характерную правоприменительную практику.

Проблемы действующей нормативной базы проектирования

В Градостроительном кодексе определено понятие «градостроительное зонирование», под которым понимается планировка территории для размещения объектов капитального строительства, и используется понятие «архитектурно-строительное проектирование» — проектирование объектов капитального строительства. Более того, Градостроительный Кодекс вообще не содержит классификации видов проектирования в сфере градостроительной деятельности.

Отсутствие термина «технологическое проектирование» в Градостроительном кодексе оказало влияние на подзаконные нормативные правовые акты, в частности Постановление Правительства № 87, которое изначально разрабатывалось под проектирование жилищных и гражданских объектов, не учитывая исторически сложившийся и практически обоснованный порядок разработки проектной документации для строительства объектов производственного назначения.

В настоящий момент существует вынужденная необходимость разработки и принятия на законодательном уровне частных отраслевых требований, учитывающих специфику проектирования промышленных объектов, а также снижения объема усредненных и абстрактных требований к составу и детализации проектных решений на различные виды объектов.

Ничем не обоснованное распространение практики проектирования жилых и гражданских объектов на проектирование промышленных и транспортных объектов проявилось в 87-ом Постановлении, где раздел проекта «Технологические решения» следует под № 22 после разделов «Канализация», «Газоснабжение».

Такая последовательность изложения проектной документации при рассмотрении разделов с 1 по 21 (от генплана, архитектурных решений, до канализации, газоснабжения) у органов экспертизы всегда вызывает многочисленные вопросы по обоснованию принятых в этих разделах решениях. Ответы находятся в разделе № 22 проектной документации — «Технологические решения».

В тексте Градостроительного кодекса термин «технологическое» встречается часто, а «проектирование» единожды. Хорошим примером может послужить постановление Правительства о «Правилах подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», где, в частности, термин «проектирование» упоминается несколько раз. Цель – использование «технологического проектирования» как связного, самостоятельного термина в Градостроительном кодексе.
Специфика проектирования объектов производственного назначения

Процесс разработки проектных документов для объектов производственного назначения, где основным является раздел «Технологические решения», получаемый в результате технологического проектирования, имеет ряд характерных отличий от процесса разработки проектных документов для объектов непроизводственного назначения, где основным является раздел «Архитектурно-строительные решения», получаемый в результате архитектурно-строительного проектирования. Это связано в первую очередь с различиями в технологии производства проектной продукции.

В отличие от объектов непроизводственного назначения, где первым выдается архитектурное промежуточное задание, при проектировании промышленных и транспортных объектов технологическое задание выдается первым и служит основой для последующей разработки других разделов проекта.

В разделе «Технологические решения» объектов производственного назначения на основании согласованной с заказчиком программы производства и отраслевых норм технологического проектирования, расчетным путем определяются все базовые параметры проектируемого предприятия: состав производственных переделов, объемно-планировочные решения по корпусам основного и вспомогательного производств, нагрузки на полы и перекрытия, параметры строительных конструкций, функциональная схема генплана, состав технологического, транспортного, складского, вспомогательного оборудования, численность работающих и штатное расписание, энергопотребление по видам энергоносителей, объем выбросов, включая вредные, и др. показатели. Они служат исходными данными для подготовки заданий на разработку других разделов проекта: генплана, архитектурно-строительных решений, инженерных сетей и источников энергообеспечения, автоматизированных систем управления, связи и сигнализации административно-бытовых помещений, противопожарной защиты, охраны окружающей среды и других разделов в соответствии с составом проектной документации.

При проектировании объектов производственного назначения основной целью является создание пространства для машин и механизмов, поэтому все разделы проектного документа, включая архитектурно-строительные решения логично подчинены технологии.

Важно, что для ряда сооружений (трубопроводные обвязки, технологические установки, насосно-компрессорные агрегаты, электроподстанции и распределительные устройства открытого типа, печные установки, отстойники, дробилки, шнеки, градирни, катодная и анодная защиты и многое другое) архитектурная часть в виде комплекта чертежей вообще не разрабатывается.  В отдельных случаях может не разрабатываться и строительная часть, например при проектировании систем связи и информационно-технологических систем, «деботтлнекинга» (debottlenecking) технологических обвязок.

При отсутствии описания основной технологии, разделы в общей пояснительной записке, посвященные вспомогательным разделам (в том числе архитектурно-строительному), не имеют целевого обоснования, а иногда и логического смысла. Именно поэтому раздел «Основная технология» для объектов производственного назначения должен располагаться первым в сводной ведомости основных комплектов и первым описываться в общей пояснительной записке.

Приоритетное значение технологического проектирования отражено в СНиП’ах на проектирование выпусков 1983, 1985, 1995 гг. и в других нормативных и справочных материалах.

В справочнике «Проектирование машиностроительных заводов и цехов» в 6-и томах 1974 года прописано, что «Генеральным проектировщиком должна быть проектная организация, разрабатывающая технологическую часть основного производства или проект основных объектов строительства».

В СНиП 11-01-95 (Инструкция о порядке разработки проектной документации), СП 11-101-95 (Порядок разработки обоснования инвестиций), действовавшие до 2003 г., раздел «Технологические решения» в составе проекта следует сразу после вводных разделов и генплана.

Факт преимущественного значения технологического проектирования подтверждается и действующими «Сборниками цен на проектные работы для строительства». Если в Сборнике гражданского, жилищного строительства доля архитектурно-строительной части в общей стоимости разработки проектной документации составляет 30-45%, а доля технологических решений – 10-20%, то в Сборнике производственных отраслей доля технологического проектирования составляет до 50%, а архитектурно-строительных решений – только 7-12%.

В настоящее время объемы реконструкции и технического перевооружения существующих промышленных предприятий с целью выпуска современной конкурентоспособной, импортозамещающей продукции, повышения производительности труда за счет замены устаревшего и физически изношенного оборудования на современное, высокопроизводительное, экологически более чистое и энергосберегающее с использованием прогрессивных технологических процессов, значительно превышают объемы нового строительства производственных объектов. Доля разделов «Технологические решения» и «Инженерное обеспечение» в составе проектной документации таких объектов может составлять до 90-95%. Раздел «Архитектурно-строительные решения», как говорилось ранее, во многих проектах реконструкции и технического перевооружения вообще отсутствует.

Прединвестиционные исследования для объектов производственного назначения

Действующие Нормативные правовые акты  (Градостроительный кодекс РФ, Постановление Правительства №87) не содержат требований по обязательным прединвестиционным исследованиям, в результате которых разрабатываются предпроектные документы: инвестиционный замысел, обоснование инвестиций, технико-экономический расчет и прочее. В СССР и первые годы РФ выполнение таких проработок было обязательным. В рамках подготовки таких документов осуществлялся технико-экономический анализ и сопоставление вариантов, в том числе выбор технологии. Сейчас Состав проекта 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» отменен. Строительство жилых и общественных зданий зачастую имеет социальный характер, где экономический эффект отходит на второй план. Такая ситуация не характерна для объектов производственного назначения.

Ранее в СССР и сейчас в странах ВТО была принята классическая последовательность проектирования, которая выглядит так: подготовка технического задания на прединвестиционные исследования -> прединвестиционные исследования -> экспертиза прединвестиционных исследований -> техническое задание на разработку проектной документации -> разработка проектной документации –> экспертиза проектной документации -> разработка рабочей документации.

Действующие нормативные документы были написаны с нарушением этой последовательности, поэтому сейчас последовательность проектирования выглядит так: подготовка технического задания на проектирование -> разработка проектной документации –> экспертиза проектной документации -> рабочая документация.

В результате прединвестиционные исследования часто сводятся к написанию технического задания заказчиком, либо частично выполняются во время конкурсных процедур на базе технико-коммерческих предложений подрядчиков. В обоих случаях велик риск принятия неоптимальных решений.

Для объектов производственного назначения следует законодательно ввести обязательность этапа прединвестиционных исследований.

Что сделано?

Комитетом по технологическому проектированию объектов производственного назначения была проведена проработка форм нормативно-правового регулирования и разработана концепция введения терминов «градообразующие факторы» и «технологическое проектирование» в градостроительное законодательство РФ.

Подготовленная Комитетом «Концепция введения института «технологического проектирования» в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» была направлена Минпромторгом в федеральные министерства и ведомства. «Концепция» была рассмотрена Минпромторгом РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ, Минэнерго РФ, Ростехнадзором, Росстандартом.

Полученные отзывы не содержали принципиальных возражений, а высказанные замечания и предложения позволили подготовить дополнительное обоснование к вопросу необходимости введения термина технологическое проектирование в Градостроительный кодекс РФ.

С учетом положений «Концепции», был разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации».

Предложенный законопроект не затрагивает действующую структуру кодекса.

Вместо архитектурно-строительного проектирования вводится термин проектирование. Проектирование — деятельность по подготовке проектной документации применительно к строящимся и реконструируемым объектам капитального строительства и их частям. Включает в себя архитектурно-строительное и технологическое проектирование

С целью учета мнения профессионального сообщества, было организовано общественное обсуждение Законопроекта членами национального объединения проектировщиков и его рассмотрение на профильных комитетах, активное обсуждение Законопроекта подтверждает его актуальность и своевременность.

Анализ поступивших замечаний и предложений показал, что критические мнения связаны чаще всего с рассмотрением полученных материалов специалистами, не занятыми профессионально в проектировании промышленных объектов. Общая поддержка Законопроекта и наиболее конструктивные предложения были высказаны проектными организациями, осуществляющими деятельность в сфере технологического проектирования.

С учетом итогов общественного обсуждения, а также замечаний и предложений, поступивших от участников Круглого стола, сегодня подготовлена третья редакция Законопроекта.

Принятие предлагаемых изменений в Градостроительный кодекс РФ, предусматривающих введение понятия градообразующих факторов и видов проектной деятельности – архитектурно-строительного и технологического проектирования, позволит:

  • Создать необходимые предпосылки для принятия новых нормативно правовых актов РФ, регулирующих выполнение различных видов проектной деятельности;
  • повысить роль и статус технологического проектирования в инвестиционно-строительном процессе;
  • создать необходимые условия для дифференциации требований к объемам подготовки проектной документации в зависимости от вида проектирования и типа объекта;
  • повысить качество и эффективность выполнения работ по подготовке проектной документации промышленных объектов;
  • повысить качество и эффективность проведения государственной экспертизы проектной документации объектов производственного назначения;

 

Профессиональное сообщество считает, что с учетом принятого законодательства о стратегическом планировании в РФ (Федеральный Закон 172), основополагающим направлением для развития градостроительной деятельности в перспективе должны стать подготовка стратегических программ размещения производительных сил на основе анализа и учета градообразующих факторов при реализации градостроительной политики.