«В СПИСКЕ НЕ ЗНАЧИТСЯ». Заметки с инженерного форума

Готовить инженерные кадры, имеющие практическую подготовку – такова основная тема прошедшего во вторник VII Московского международного инженерного форума. Предполагается, что работать на это будут все причастные стороны, образуется прочный союз между производством и образованием. Хочется верить, что так и произойдет. Однако подобные задачи в этой области ставятся не впервые, а инженер так и не значится в списке востребованных профессий.
Усиление прикладной составляющей
«Если проследить за количеством открытий в любой области фундаментальных исследований за последние триста лет, например, в области химии, то мы увидим последовательное возрастание количества таких открытий вплоть до середины прошлого века. В это время достигается максимум, за которым происходит резкое снижение числа открытий до значений, близких к нулевым. Дальнейшее продвижение по этому пути требует огромных усилий и концентрации финансовых, людских и временных ресурсов. Все это указывает на то, что эпоха поиска и открытий фундаментальных закономерностей природы заканчивается, и ей на смену приходит эпоха практического освоения уже найденных закономерностей. Иначе, главным действующим лицом XXI века становится инженер. Эта тенденция также уже просматривается в системе образования, в усилении роли инженерного образования и прикладной, практической составляющей образовательных программ».
Это цитата – не из выступлений на форуме, а из статьи в научном интернет-журнале, опубликованная еще четыре года назад.
Как видим, в тезисе об «усилении роли инженерного образования и прикладной, практической составляющей образовательных программ» нет ничего нового. В нашей стране об этом говорят и пишут не годами, а десятилетиями. По сути, на состоявшемся в минувший вторник Московском международном инженерном форуме идеологического прорыва не произошло.
Что изменилось в этом году по сравнению с предшествующими? Форуму уделили больше внимания причастные ведомства. Разговор шёл в более конкретном ключе. Были очень интересные доклады – например, ректора Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) Сергея ЮШКО.
Однако не удалось получить ответ на ключевой вопрос: даже если инженер и получит качественное образование, реальную практическую подготовку, как изменится его жизнь? Что ждёт его на рынке труда? Будет ли обществом адекватно оценён и востребован его профессиональный потенциал?
«Делать в области оплаты революционные шаги…»
Пожалуй, лишь председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил ШМАКОВ обратил внимание на зарплату инженера. Глава профсоюзов призвал: «В области оплаты труда надо делать революционные шаги». Действительно, если их не сделать, профессия инженера в нашей стране может оказаться просто утраченной, и никакие «практико-ориентированные» подходы уже не помогут.
Реальное понимание проблемы прозвучало и в выступлении ректора КНИТУ Сергея ЮШКО. Он рассказал, что не только студентов, но и аспирантов «развернули на практику»; в результате их стипендия складывается из двух частей по 12,5 тыс. рублей в месяц – от университета и от производства. По словам ректора (патриотично представшего в шарфе с названием вуза), 35 тыс. рублей в месяц получает аспирант, «чтобы обучался, а не занимался подработками».
Вот именно! Инженер тоже должен думать о решении творческих задач, а не рваться в поисках подработки, пытаясь прокормить семью, заработать для неё жильё, дать образование детям.
Вне рейтинга
В канун форума «Свой проект» рассказал о ЦМИТ «Циолковский» — Центре молодежного инновационного творчества, проектирования, прототипирования и производства, созданном в Тушино. Обучаться в центре детям интересно и полезно, только родители не особо стремятся платить за их техническую подготовку: ««Нам это не нужно. Пусть в косметологи идёт», — такую формулу домашней профориентации нередко приходится слышать от родителей… Приоритет – уровень зарплаты.
Минимальная зарплата инженера на машиностроительном предприятии – 40 – 50 тыс. руб., средняя – 55 – 60 тыс.». Здесь упомянута зарплата на одном из московских машиностроительных заводов, причем из числа успешных. В других регионах, в других отраслях будет и того меньше.
На сайте mos.ru опубликован «Список наиболее востребованных профессий на рынке труда города Москвы на 1 января 2019 года». Угадайте, кто лидирует? Внимание: на первом месте – почетная позиция «Водитель автомобиля» со средней заработной платой 45 259 руб. На втором месте – «Уборщик производственных и служебных помещений» (23 899 руб.), на третьем – «Машинист электропоезда» (62 800 руб.).
Угадайте ещё: на каком месте в этом рейтинге инженер? Ни на каком. В двадцатке самых востребованных в столице профессий инженера нет.
Трудно убедить родителей, что с профессией, находящейся вне рейтинга востребованности, их детей ждёт обеспеченное будущее. Трудно быть «главным действующим лицом XXI века» с зарплатой водителя. «Главные действующие лица» в нашем обществе — совсем другие люди.
«Это далеко не всё…»
Хотя Госдума приняла поправки к федеральному закону «Об образовании в РФ», нацеливающие на «практико-ориентированный» подход к подготовке инженеров, нет уверенности, что все с низкого старта кинутся применять этот подход. Возникают сомнения: могут ли предприятия вести практическую подготовку завтрашних инженеров, есть ли у них для этого стимулы?
Открывая форум, председатель Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), депутат Госдумы Елена ПАНИНА упомянула о поправках к закону об образовании: по её словам, их принятие – «это далеко не всё». Предприятия, работодатели сегодня практически не имеют средств, чтобы организовать обучение на рабочих местах, пояснила она. «Может быть, какие-то поправки в Налоговый кодекс надо принять», — предположила глава МКПП (р).
И это отражено в проекте рекомендаций форума: правительству РФ предлагается «рассмотреть вопрос создания условий для предприятий и организаций, осуществляющих у себя процесс обучения (практическую подготовку обучающихся), в том числе возможность внесения изменений в Налоговый кодекс…». В рекомендациях упоминается также «возможность налогового вычета затрат на создание кафедр, лабораторий, предусмотренных программой и договором о сетевой форме обучения, по аналогии с инвестиционным налоговым вычетом».
Бесплатно не получишь, силой не загонишь
Ничего бесплатного не бывает. Хотим «практико-ориентированный» подход — надо за него платить. Недаром иронизировал над законом о «практико-ориентированном подходе» один из выступавших – генеральный директор АО «Союзцветавтоматика» Владимир ТОПЧАЕВ. Он раскритиковал его и по содержанию, и по форме. По словам выступавшего, «двадцать четыре думца (авторы закона — действительно, более двадцати депутатов) могли бы больше сделать для изменения образования». Владимир Топчаев пошутил не только над неуклюжей стилистикой этого документа, но и над фразой о том, что принятие закона не потребует дополнительных вложений. Гендиректор процитировал пушкинскую строку из «Сказки о попе и о работнике его Балде»: «…не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
Владимир Топчаев был представлен на форуме как единственный директор производства среди выступавших. Он возглавляет научно-производственный комплекс, работающий уже более полувека. АО «Союзцветавтоматика» разрабатывает и производит сложные автоматизированные системы управления, системы контроля для металлургии и горного дела, которых, как заметил сам гендиректор, «нет нигде в мире».
Владимир Топчаев лично принимает на работу специалистов, выпускников инженерных вузов. И многие, признал он, отказываются от работы, когда узнают о предстоящих командировках, о необходимости сдавать продукцию заказчику непосредственно на предприятиях. Молодые специалисты не подготовлены к такой деятельности. «Мы делаем всё, чтобы приучить специалистов к работе», — заверил Топчаев. И основной формой такой подготовки обязательно должна быть практика на предприятии, причем предприятии без образовательной лицензии, убежден он. А закон о «практико-ориентированном» подходе написан так, что от предприятий потребуют эти лицензии.
Что касается методов внедрения «практико-ориентированного» подхода, Владимир Топчаев настроен радикально: по его мнению, надо законодательно обязать выпускников отработать на предприятии не менее двух лет, и только после этого выдавать дипломы.
Однако если сейчас профессия инженера не входит в число лидеров востребованности, то к чему приведёт ещё и «обязаловка» в виде двухлетней отработки (как в советское время)? Нетрудно предположить: профессия станет ещё менее востребованной. Попросту говоря, будут шарахаться от неё. Наверно, не заставлять надо, а заинтересовывать, тогда сами захотят на завод.
Реформировать, а не крушить
Важно отметить интерес к форуму со стороны людей, которые действуют, что называется, на переднем крае технической подготовки молодежи. Первые же два участника, с которыми удалось познакомиться в кулуарах форума, оказались преподавателями в школьных центрах технического обучения.
Один из них, Павел, третий год ведёт в школе кружок робототехники. Примечательно, что его на форум никто не приглашал, он оказался там по собственной инициативе.
Второй участник, Константин, работает и на производстве, и в детском учебном центре. «Ничего нового я не услышал, мог бы сам также выступать четыре часа», — поделился он впечатлениями от форума.
Действительно, было бы интересно послушать выступления людей, которые видят ситуацию не с позиции топ-менеджера по персоналу крупного холдинга, а с линейного звена школьной подготовки. Самих выпускников технических вузов, молодых специалистов, тоже полезно бы послушать.
Впрочем, и топ-менеджеры рассказали немало интересного. Например, вице-президент по персоналу «Евраз-Холдинга» Наталья ИОНОВА упомянула о проекте письма одного из ведомств, где предлагается закрыть ряд рабочих профессий, в том числе наладчика автоматических приборов. Для чего планируются такие разрушительные меры, осталось непонятно.
Против разрушения вместо реформирования в системе образования высказалась ректор университета «Станкин» Елена КАТАЕВА. «Давайте модифицировать, развивать, а не крушить», — призвала она.
Интересную статистику сообщил руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития правительства Москвы Алексей ФУРСИН. Он привел данные опроса, посвященного известности профессий. Опрос проводился среди 70 тыс. детей в возрасте 7 – 11 лет. Оказалось, что лишь менее 5% знают, кто такой оператор станков с ЧПУ. Зато участники опроса хорошо осведомлены о профессиях актёра, психолога. Руководитель департамента призвал предприятия «открывать и показывать» молодежи инженерно-технические профессии.
Он также предложил давать дополнительные баллы к ЕГЭ не только тем, кто участвует в олимпиадах, но и кто на практике обучается инженерно-технической специальности. Это действительно стимулирующий подход.
«Желание работать»
Заместитель министра труда и социальной защиты РФ Всеволод ВУКОЛОВ выразил надежду на светлое инженерное будущее: «Мы надеемся, что инженеры потихоньку составят основу нашей экономики».
В своём выступлении замминистра упомянул, в частности, о портале «Работа в России», где представлено 1,3 млн. вакансий.
Стало интересно, что же предлагает инженерам всероссийский портал вакансий. Первая позиция по этой профессии, которая там встретилась, оказалась такой: «Инженер. Нижегородская область. Зарплата – от 13 000 руб.». В числе требований, кроме высшего образования, были названы: «Ответственность, внимательность, аккуратность, желание работать». И это всё, что требуется от инженера? И это всё, что ему могут предложить?
Для справки
Организаторы форума – МКПП (р) (http://www.mkppr.ru) и правительство Москвы при участии Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства науки и высшего образования РФ.
Партнеры форума — Российский союз промышленников и предпринимателей, Российская инженерная академия, Российский союз инженеров.
В рамках форума прошла выставка новейших разработок и передовых технологий.
Материал предоставлен интернет-журналом о малом бизнесе «Свой проект»:
https://www.sp-pressa.ru/v-spiske-ne-znachitsya
Автор: Любовь Кизилова