Горячая линия
для инженеров

Горячая линия инженеров

Национальная палата инженеров осуществляет содействие инженерам в разрешении различных споров, связанных с осуществлением ими инженерной (инжиниринговой) деятельности. Палата принимает устные и письменные жалобы по случаям нарушения конституционного, гражданского, трудового, антикоррупционного, антимонопольного законодательства, и иных норм, регулирующих правоотношения связанные с осуществлением инженерной деятельности. Палата также оказывает содействие в сопровождении административных и уголовных дел.

По всем вопросам обращаться в офис Палаты
тел.: 8(495)123-68-02
e-mail: info@npirf.ru

×

Содержание программы «Поддержка и развитие ключевых профессиональных компетенций главных инженеров (главных архитекторов) проектов

Курсы повышения квалификации

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Поддержка и развитие ключевых профессиональных компетенций главных инженеров (главных архитекторов) проектов»

 

Программа «Поддержка и развитие ключевых профессиональных компетенций главных инженеров (главных архитекторов) проектов» предназначена для повышения квалификации сотрудников проектных организаций, выполняющих функции «главный инженер проекта», «главный архитектор проекта» (ГИП, ГАП). Программа аккредитована в Национальной Палате Инженеров и реализуется при ее непосредственном участии.

Цель обучения:

  1. Совершенствование компетенций в области методов и процессов управления проектами (проджект-менеджмент), взаимодействия с субподрядными организациями и заказчиками;
  2. Формирование практических навыков в области обеспечения качества проекта, управления проектными рисками, управления закупками/поставками.

Кадровое обеспечение программы осуществляет преподавательский состав из числа докторов, кандидатов наук и высококвалифицированных специалистов, имеющих большой опыт организации разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования.

К освоению программы повышения квалификации допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Категории слушателей: главные инженеры (архитекторы) проектов, их заместители и/или помощники, специалисты-проектировщики, включенные в состав кадрового резерва на должности ГИПа (ГАПа).

Учебный план включает в себя 5 тем:

Тема 1. Ключевые профессиональные компетенции, связанные со специфическими аспектами работы ГИПа, ГАПа.

  • обзор использования лучших практик и перспектив применения в ПО систем и средств автоматизации управления производством ПИР, процессами разработки, выпуска и хранения проектной документации в т.ч. для задач, решаемых непосредственно ГИПом, ГАПом;
  • процессы управления разработкой проектной документации, построенные на основе положений проектного менеджмента; возможности и ограничения проектного менеджмента при подготовке проектной документации в ПО: обзор лучших практик; управление бизнес-проектом («Проектный офис») и управление портфелем бизнес-проектов («Офис управления проектами»);
  • идентификация, определение значимости и ранжирование рисков при подготовке проектной документации, формирования кейса сценариев, реализация которых позволяет снизить негативные последствия рисков, выработка корректирующих мероприятий.

Тема 2. Особенности подготовки отдельных разделов проектной документации требуемого уровня качества.

  • нормативное регулирование состава, структуры и содержания разделов проектной документации: обзор состояния нормативной базы и лучших практик, направления изменения нормативных требований к составу и структуре проектной документации на этапах «проектная документация» и «рабочая документация», типовые (основные) ошибки по замечаниям экспертизы проектной документации;
  • контроль технического (качественного) уровня разрабатываемых основных проектных решений, его соответствие (несоответствие) требуемому уровню качества – потребностям и интересам (ожиданиям) заказчика на основе знания лучших практик по применению инновационных и базовых отраслевых технических проектных решений применительно к соответствующему разделу проекта, особенностей проведения госэкспертизы проектной документации, типовых (основных) замечаний госэкспертизы по разделу проектной документации.

Тема 3.  Обеспечение экономической эффективности проектных работ и результатов разработки проектной документации: проектов, вариантов проектных решений.

  • методы определения стоимости услуг по подготовке проектной документации, а также процессов оперативного управления и контроля за обеспечением эффективности (рентабельности) готовой проектной продукции – ТЭО, проектной и рабочей документации (уровень ответственности ГИПа, ГАПа и других участников проекта);
  • оценка экономической эффективности вариантов проектных решений (в том числе реконструкции, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта ОКС);
  • методы обеспечения достоверности определения сметной стоимости строительства, а также методика оценки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на капитальные вложения на основе укрупненных нормативов цены строительства (НЦС), показателей стоимости строительства объектов-представителей и др.

Тема 4. Оптимизация внутренних бизнес-процессов и взаимодействия с Заказчиком и субподрядчиками.

  • организация, управление и контроль за процессами ПИР и  их результатов (проектов, вариантов проектных решений);
  • процессы управления проектом на всех фазах: инициации, планирования, исполнения, мониторинга и управления и завершения проекта;
  • организация и оперативное управление интегрированным («сквозным») процессом подготовки проектной документации (Офис управления бизнес-проектом / ГИП, ГАП), взаимодействия Офиса ГИПа с Офисом управления портфелем бизнес-проектов;
  • организация и осуществление авторского надзора при строительстве объектов капитального строительства – общие принципы и правила, уровень взаимодействия с заказчиком (техническим заказчиком) и подрядчиками;
  • выстраивание и управление отношениями проектной организации с её заинтересованными сторонами, а также понимание их потребностей и ожиданий (уровень ответственности ГИПа, ГАПа и других участников проекта).

Тема 5.  Законодательные, нормативно-правовые и нормативно-технические документы по вопросам организации, подготовки и использования проектной документации.

  • состояние действующих систем законодательного, нормативно-правого и технического регулирования архитектурно-строительного и технологического проектирования (структура и виды нормативно-правовых актов (НПА), текущие изменения, перспективы развития; нормативные документы обязательного и добровольного применения; нормативно-методические документы НОПРИЗ и НОСТРОЙ, стандарты организаций: статус и вопросы применения;
  • требования Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (требования к ПО-участнику закупки, подготовке заявок, окончательных предложений ПО-участника закупки, критерии их оценки; роль и место ГИПа, ГАПа в процессах принятия в ПО решения об (не)участии в тендере, процедурах анализа тендерной документации, подготовки, согласования и представления предложений ПО; обзор особенностей отраслевых (корпоративных) правил проведения торгов.

 

*****************************************************

 

Планируемые результаты обучения.

По результатам обучения слушатель будет

знать:

— законодательные, нормативно-правовые и нормативно-технические документы по вопросам организации, подготовки и использования проектной документации;

— современные подходы к организации, управлению и экономике процессов подготовки проектной документации и роли ГИПа (ГАПа) в этой деятельности;

уметь:

— применять законодательные, нормативно-правовые и нормативно-технические документы по вопросам организации и управления подготовкой проектной документации, её использования, в том числе с учетом особенностей  осуществления технологического и архитектурно-строительного проектирования;

— квалифицированно организовывать и управлять работами по подготовке проектной документации на всех этапах её жизненного цикла: от первичного взаимодействия с заказчиком при идентификации его потребностей и требований к проектной документации и их закреплении в задании на проектирование – до реализации в строительстве, сдачи и ввода построенного объекта в эксплуатацию (вплоть до вывода объекта на проектную мощность);

приобретёт умения:

— анализа и оценки потребностей и требований заказчика проектной документации и определения совокупности ценностей (базовых, явных, неявных), которые заказчик воспринимает при принятии решения о выборе ПО (поставщика услуг) и обсуждении условий разработки проектной документации (выполнения ПИР);

— определения видов и объемов работ по подготовке проектной документации, необходимых для  удовлетворения потребностей и требований заказчика, а также стоимости услуг по подготовке ТЭО, проектной документации, рабочей документации, организации и ведения авторского надзора;

— управления рисками в процессе подготовки и выпуска (сдачаи заказчику) проектной документации;

— оперативного управления и контроля за обеспечением рентабельности ПИР;

Профессиональные компетенции, качественное изменение которых происходит в результате обучения: знание методов и процессов управления проектами (проджект-менеджмент), в частности: планирование качества проекта, управление проектными рисками, управление закупками/поставками (управление субподрядными организациями).

 

Оценочные материалы

 

Контрольные вопросы

№ п/п Вопрос (тема)
1. В чем заключается предназначение технического отдела ПО?
2. В чем смысл (предназначение) работы главных специалистов технического отдела?
3. В чем заключается содержание проверки проектного решения?
4. Кто отвечает за содержание записи по валидации проектных решений?
5. Каковы должны быть действия заказчика, если он хочет, чтобы генеральный проектировщик самостоятельно решал вопросы с государственной экспертизой?
6. Каким законом Российской Федерации регламентируются общие положения и требования к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ПИР)?
7. Какие структурные подразделения генерального проектировщика должны участвовать в анализе проекта договора подряда на выполнение ПИР с заказчиком?
8. Каковы должны быть действия генерального проектировщика, если часть требований к проектной (рабочей) документации заказчик сформулировал устно?
9. Каковы должны быть действия ГИПа, если в установленном порядке заказчик изменил требования к рабочей (проектной) документации, выполняемой генеральным проектировщиком в соответствии с заключенным стонами договором подряда на выполнение ПИР?
10. Для ситуации, когда генеральный проектировщик передает субпроектировщику работы, которые сам не может выполнить, как он должен осуществлять входной контроль законченной проектной (рабочей) документации, выполненной субподрядной проектной организацией?
11. Каково место ГИПа в организационной структуре проектной организации?
12. Являются ли СНИПы нормативными документами при проектировании?
13. Должен ли ГИП в своей работе руководствоваться  ГОСТ  54869-2011 «Управление проектом», ГОСТ 54870 — 2011 «Требования к управлению портфелем проектов», ГОСТ 54871-2011 «Проектный менеджмент. Требования по управлению программой»?
14. Кто отвечает за качество проекта перед заказчиком: ГИП или проектная организация?
15. Назовите ключевые профессиональные компетенции ГИПа, связанные с его специальными, техническими и экономическими аспектами работы?
16. Опишите основные моменты «сквозного» процесса подготовки проектной документации.
17. Опишите ключевые моменты при осуществлении авторского надзора.
18. Опишите последовательность шагов и условий, необходимых для определения цены ПИР для бюджетного проекта.
19. Как ранжировать риски при подготовке проектной документации?
20. Назовите основные положения проектного менеджмента.