Горячая линия
для инженеров

Горячая линия инженеров

Национальная палата инженеров осуществляет содействие инженерам в разрешении различных споров, связанных с осуществлением ими инженерной (инжиниринговой) деятельности. Палата принимает устные и письменные жалобы по случаям нарушения конституционного, гражданского, трудового, антикоррупционного, антимонопольного законодательства, и иных норм, регулирующих правоотношения связанные с осуществлением инженерной деятельности. Палата также оказывает содействие в сопровождении административных и уголовных дел.

По всем вопросам обращаться в офис Палаты
тел.: 8(495)123-68-02
e-mail: info@npirf.ru

×

Национальные стандарты по информационному моделированию зданий и сооружений (BIM): трудности перевода и проблемы стандартизации

Ежегодно в Российской Федерации разрабатывается более 2 тысяч национальных и межгосударственных стандартов. Разработчиками стандартов выступают различные министерства и ведомства, научные институты, коммерческие организации и различные профессиональные сообщества, которые объединены в технические комитеты по стандартизации (ТК). Примерно 50% национальных стандартов гармонизированы с международными, региональными и национальными стандартами зарубежных стран.

Реализация Плана мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства, утвержденного 11.04.2017 Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком (далее – План мероприятий) невозможна без создания нормативно-технической базы.

Поэтому проведение работ по реализации взаимоувязанных пунктов Плана по разработке национальных стандартов информационного моделирования (пункт 14) и по создание информационной системы автоматизированного проектирования в строительстве (пункт 17)  является приоритетным и ключевым направлением реализации Плана в целом.

При разработке стандартов в области информационного моделирования внимание, прежде всего, было обращено на зарубежный опыт создания таких документов.

Разработка национальных стандартов по информационному моделированию зданий и сооружений (BIM) в России была закреплена за Техническим комитетом по стандартизации 465 «Строительство» (далее – ТК 465). Всего в Программу национальной стандартизации (далее — ПНС) для разработки было включено восемь тем, часть из которых реализована:

  • ГОСТ Р 57309-2016 (ИСО 16354:2013) «Руководящие принципы по библиотекам знаний и библиотекам объектов»
  • ГОСТ Р 57310-2016 (ИСО 29481-1:2010) «Моделирование информационное в строительстве. Руководство по доставке информации. Методология и формат»
  • ГОСТ Р 57311-2016 «Моделирование информационное в строительстве. Требования к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства»
  • ГОСТ Р ИСО 22263-2017 «Модель организационных данных о строительных работах. Структура управления проектной информацией»
  • ГОСТ Р ИСО 12006-2-2017 «Строительство. Модель организационных данных о строительных работах. Часть 2. Основы классификации информации»
  • ГОСТ Р 12006-3-2017 «Строительство. Модель организационных данных о строительных работах. Часть 3.Основы обмена объектно-ориентированной информации»
  • ГОСТ Р 57563-2017/ISO/TS 12911:2012 «Моделирование информационное в строительстве. Основные положения по разработке стандартов информационного моделирования зданий и сооружений»
  • Проект ГОСТ Р «Моделирование информационное зданий и сооружений. Требования по обмену информации на всех этапах жизненного цикла» (на основе частичного применения международных стандартов ISO 16739:2013, ISO 29481-1:2010 и ISO 29481-2:2012)

Как видно из названий документов, все они должны были разрабатываться на основе прямого применения или модификации международных стандартов ISO. Причем основополагающим и имеющим критическое значение для внедрения технологий информационного моделирования является так и не утвержденный стандарт ГОСТ Р «Моделирование информационное зданий и сооружений. Требования по обмену информации на всех этапах жизненного цикла» (далее — ГОСТ Р). Данный ГОСТ Р должен быть внедрен как идентичный международному стандарту ISO 16739:2013.

Необходимо отметить, что ISO 16739:2013 является фундаментом в стандартизации информационного моделирования. Информационная модель имеет конкретное информационное воплощение, состоящее из строго определяемых инженерных сущностей, классов, сетов, свойств, количественных показателей и данная информация приводится именно в ISO 16739:2013.

Все остальные разработанные стандарты имеют сопутствующий характер и не увязаны в общую систему (комплекс) стандартов по информационному моделированию. На это, в частности, указывает отсутствие терминологического единства между этими стандартами.

Тем не менее, на разработку указанных проектов национальных стандартов, а также на ряд других документов по стандартизации в области строительства Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) был объявлен открытый конкурс (закупка № 0173100009215000010, Лот № 2.18 «Разработка и подготовка к утверждению стандартов в области строительства»). В результате проведения конкурса, победителем по Лоту № 2.18 было объявлено Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС»), с которым Росстандарт 19 марта 2015 г. заключил Государственный контракт на выполнение работ в области технического регулирования № 130-15. В календарном плане (Приложение 2 к Государственному контракту № 130-15 от 19.03.2015) исполнителями по разработке проектов национальных стандартов в области технологий информационного моделирования установлены ФАУ «ФЦС» и ЦНИИСК им. Кучеренко (АО «НИЦ Строительство»).

Дальнейшая работа над проектами национальных стандартов осуществлялась АО «НИЦ» Строительство» в рамках подкомитета 5 «Технология информационного моделирования зданий и сооружений» (далее – ПК 5) ТК 465. Следует отметить, что АО «НИЦ» Строительство» является не только автором и соисполнителем работ по вышеуказанным стандартам, но и председательствует в ПК 5, т.е. принимает решение о согласовании  документов, которые само же и разрабатывает.

При наличии международного стандарта ISO 16739:2013, разработанного на базе наиболее широко применяемой на практике во всем мире спецификации IFC, очевидно, что российский ГОСТ Р должен быть идентичным этому международному стандарту. Тем более, что Россия является членом крупнейшей международной системы стандартизации ИСО и имеет все необходимые права по применению международных стандартов ИСО.

И хотя объем международного стандарта ISO 16739:2013 довольно велик, эту работу довольно легко было осуществить имеющимися силами разработчиков, а именно:

— осуществить перевод на русский язык международного стандарта, аутентичный оригиналу;

— оформить данный перевод в виде проекта ГОСТ Р, идентичного международному стандарту (ГОСТ Р ИСО);

— провести его публичное обсуждение и нормоконтроль, осуществить экспертизу проекта ГОСТ Р и представить его на утверждение в Росстандарт.

Три простых и, по большому счету, формальных для такой разновидности стандартов работы не представляют никакого сверхъестественного труда для стандартизатора, даже в том случае если он не является специалистом в строительной отрасли. Работа требует простого точного прямого перевода и не требует дополнительных исследований или концептуальных разработок. А если учесть, что разработка ведется на протяжении уже более чем 3 лет, то и времени на все хватило бы с большим запасом.

Однако на практике оказалось, что разработка проекта ГОСТ Р велась с нарушением требований законодательства о стандартизации, положений основополагающих национальных стандартов и порядка реализации ПНС.

Протоколом заседания ПК 5 от 25.08.2015 по проекту ГОСТ Р принято решение: не использовать в качестве первоисточника международный стандарт ISO 16739:2013 как «не актуальный» (в настоящий момент стандарт имеет статус действующего) и ограничиться в проекте национального стандарта переводом на русский язык основных положений IFC 4.

В уведомлении о начале разработки проекта ГОСТ Р, вывешенном на сайте Росстандарта от 30.10.2015 указана разработка ГОСТ Р «Моделирование информационное зданий и сооружений. Требования по обмену информации на всех этапах жизненного цикла»уже с частичным применением международных стандартов ISO 16739:2013, ISO 29481-1:2010 и ISO 29481-2:2012. Срок публичного обсуждения проекта ГОСТ Р составил 5 месяцев.

В тексте ГОСТ Р были использованы отсылки на сайт http://www.buildingSMART-tech.org. Данные отсылки на внешний ресурс позиционируется разработчиком как установление недостающих в ГОСТ Р положений (требований), описаний схем данных с примерами, что не допускается существующими правилами стандартизации. К слову — сайт http://www.buildingSMART-tech.org не был доступен для российских IP-адресов до августа 2017 г. и нет гарантии, что данная ситуация не повторится, как это происходило по другим направлениям стандартизации в ИСО (например, запрет по участию российских экспертов в рассмотрении проектов стандартов ИСО на платформе ассоциации OGP ТК ИСО 67).

К сожалению, учитывая политическую ситуацию в двухсторонних отношениях РФ и ряда западных стран такой сценарий имеет реальные шансы на воплощение.

В апреле 2017 г. во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» из ТК 465 (Письмо № ТК-209/2017 от 21.04.2017) поступает на официальную регистрацию перевод международного стандарта ISO 16739:2013, который выполнен ОАО «НИЦ» Строительство», а также положительное заключение ТК 465 на указанный перевод, как аутентичный оригиналу.

А уже в мае 2017 г. ТК 465 направляет (письмо № ТК-230/2017 от 03.05.2017) во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на проведение нормоконтроля и получение штампа «В НАБОР» проект ГОСТ Р «Моделирование информационное в строительстве. Отраслевые базовые классы (IFC) для обмена информацией на всех этапах жизненного цикла. Основные положения». Проект ГОСТ Р был оформлен как идентичный по отношению к международному стандарту ISO 16739:2013, но по факту таковым не являлся.

Перевод ISO 16739:2013 составлял всего 10% от объема оригинала и был выполнен настолько некачественно (содержал не только орфографические ошибки в тексте, но и опечатки в приводимых классах), что ТК 465 вынужден был направить в адрес ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» заявление об отзыве вышеуказанного перевода с регистрации (Письмо № ТК-206/2017 от 14.06.2017).

В результате фактически разрабатываемый без перевода стандарт был принят ПК 5. А кардинальные изменения статуса разрабатываемого стандарта от идентичного стандарту ИСО, к частично соответствующему стандарту ИСО и, наконец, к проекту, никак не увязанному со стандартом ИСО, остались без внимания экспертного сообщества.

Протоколом заседания ПК 5 от 16.06.2017 по проекту ГОСТ Р приняты следующие решения:

— принять к сведению информацию АО «НИЦ «Строительство», что при подготовке проекта национального стандарта предусмотрено «частичное применение» ISO 16739:2013;

— ТК 465 и ФАУ «ФЦС» проработать вопрос о необходимости регистрации перевода международного стандарта ISO 16739:2013;

— АО «НИЦ «Строительство» и ФАУ «ФЦС» проработать вопрос по корректировке степени гармонизации проекта национального стандарта или корректировке самого проекта;

— ФАУ «ФЦС» в кратчайшие сроки обеспечить принятие проекта национального стандарта в соответствии с гармонизацией, определенной планом работ.

BIM-Ассоциация представила около двух тысяч замечаний к тексту проекта ГОСТ Р, а также предложила безвозмездную помощь по его исправлению. Однако эта инициатива была проигнорирована разработчиками стандарта. Сложилась патовая ситуация: АО НИЦ «Строительство» заявил разработку национального стандарта на основе стандарта IFC, заблокировав тем самым возможность внесения в ПНС аналогичного проекта другими участниками работ по стандартизации, при этом свой проект реализовать до сих пор не может.

Росстандарт, в свою очередь, дал АО «НИЦ «Строительство» несколько месяцев на регистрацию перевода и завершение разработки ГОСТ Р. Но и этого условия разработчик не выполнил.

Видимо поняв, что с имеющимся объемом работ закрыть вопрос разработки ГОСТ Р не выйдет, председатель ПК 5 Ю.Н. Жук на совещании по вопросу подготовки проекта национального стандарта 30 ноября 2017 г. представил новый проект ГОСТ Р, который не содержал вообще никакой информации, о том, что работа над ним проводилась с учетом тех или иных положений международных стандартов. Представленная редакция проекта ГОСТ Р не соответствовала ни предыдущей редакции, рассмотренной ранее на заседаниях ПК 5, ни теме, закрепленной в ПНС 2017 г. По указанному проекту были высказаны следующие замечания:

— представленная редакция проекта ГОСТ Р по содержанию мало отличается от предыдущей (к которой было имелось большое количество замечаний), исправлено лишь небольшое количество опечаток;

— на титуле, в предисловии, в тексте проекта отсутствует всякая информация о степени его соответствия международным стандартам;

— в тексте проекта ГОСТ Рв нарушение правил стандартизации приводятся многочисленные отсылки на Интернет-сайт http://www.buildingSMART-tech.org, что позиционируется разработчиком как отсылка на недостающие положения (требования), описания схем данных с примерами (при этом отмечено, что число сущностей каждый раз увеличивается с пересмотром стандарта IFC).

Таким образом, в качестве нормативного документа предлагается документ с незафиксированными требованиями, которые будут изменяться при его использовании на этапах подготовки требований к проектной документации, ее разработки, экспертизы, строительства и эксплуатации, что недопустимо. Данное предложение полностью нарушает правила стандартизации, как российской , так и международной.

Эта история дает почву для многих вопросов в адрес разработчиков, результат деятельности которых не вызывает ничего кроме разочарования:

  • Зачем заявлялись и разрабатывались стандарты, которые не решают задачи внедрения технологий информационного моделирования и являются второстепенными, когда работа над созданием основополагающего стандарта во всей линейке документов фактически провалена?
  • В каких целях постоянно меняются титулы проекта ГОСТ Р (из-за чего экспертное сообщество узнало о разработке национального стандарта IFC только на завершающих стадиях работы)?
  • По какому принципу отбиралась классификация IFC, приведенная в проекте ГОСТ Р, если оказалось, что второстепенные классы IFC были внесены в текст, а ключевые классы отсутствуют? (ситуация доходит до абсурда, например, оказалось, что фактически, если придерживаться текущей версии проекта текста ГОСТ Р, невозможно создать информационную модель здания, в котором были бы стены и окна, т.к. соответствующие ключевые классы и сущности в проекте стандарта просто отсутствуют.)
  • Почему за 3 года нельзя было просто перевести ISO 16739:2013 и оформить его как ГОСТ Р, как это сделали европейские органы по стандартизации ТК СЕН 442 и целый ряд ведущих национальных органов по стандартизации (BSI, DIN и др.) при принятии европейских и национальных стандартов?

Представители организаций, голосовавших на заседаниях ПК 5 за окончательную редакцию проекта ГОСТ Р в существующем виде, вероятно, просто не понимали своих действий. Необходимо отметить, что в состав ПК 5 не входят представители проектных и строительных организаций, представители отраслевых и корпоративных организаций, представители экспертных организаций. В результате можно предполагать, что через целенаправленную  дискредитацию стандарта IFC, члены ПК 5 лоббировали интересы отдельных разработчиков программного обеспечения, заставляя строительную отрасль Российской Федерации в отсутствие стандарта IFC, обеспечивающего Open BIM, использовать закрытые форматы обмена данными и вынуждая конечных пользователей закупать всю линейку программных продуктов одного вендора, повышая предпосылки к монополизму, что критично в условиях санкционной политики в отношении России.

В результате потеряно 3 года так необходимых для формирования нормативно-техничеcкой базы BIM-технологий, и последующей реализации Плана мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства от 11 апреля 2017 г. № 2468п-П.

Состояние дел по стандартизации в указанной области было рассмотрено на заседании Рабочей группы № 3 по строительству (далее — РГС) Совета по стандартизации при Росстандарте (протокол №1 от 13.12.2017), а также на заседании Совета по стандартизации при Росстандарте 20 декабря 2017 года.

Так, по принятым 7-ми национальным стандартам необходимо отметить, что по большинству из них приняты устаревшие редакции, искажено содержание стандартов по сравнению со стандартами ИСО, нарушены требования основополагающих стандартов (ГОСТ Р 1.5, ГОСТ Р 1.7 и др.), в т.ч. при принятии международных стандартов в качестве национальных.

Так, например, отсутствует зарегистрированный в соответствии с правилами стандартизации (ГОСТ Р 1.7) в Федеральном информационном фонде стандартов перевод стандарта ISO 29481-1:2010, на основе которого разработан ГОСТ Р 57310-2016 «Моделирование информационное в строительстве. Руководство по доставке информации. Методология и формат», что привело к искажению содержания стандарта ИСО при принятии национального стандарта.

В разделе «Нормативные ссылки» (перечень стандартов, обязательных при применении данного стандарта) ГОСТ Р ИСО 12006-2-2017 «Строительство. Модель организационных данных о строительных работах. Часть 2. Основы классификации информации» указан международный стандарт ISO 22745-2:2010, а в самом стандарте отсутствует информация о наличии перевода указанного международного стандарта в Федеральном информационном фонде стандартов. В оригинале фигурирует нормативная ссылка на стандарт ISO 22274, а в тексте ГОСТ Р ИСО 12006-2-2017 данная нормативная ссылка отсутствует и указан другой стандарт.

В разделе «Нормативные ссылки» ГОСТ Р ИСО 12006-3-2017 «Строительство. Модель организационных данных о строительных работах.  Часть 3.Основы обмена объектно-ориентированной информации» отсутствует информация о международном стандарте ISO/IEC 10646, который указан в оригинале, а в самом стандарте отсутствует информация о наличии перевода указанного международного стандарта в Федеральном информационном фонде стандартов.

Применение указанных «идентичных» стандартов без наличия обязательных нормативных ссылочных стандартов на практике невозможно.

Кроме того, принятые стандарты не могут применяться на практике вследствие отсутствия  основного взаимосвязанного с ними стандарта IFC.

По рассмотренным 4-ем сводам правил в области BIM-технологий было представлено более 600 замечаний. При этом в итоговый Протокол ПК 5 ТК 465 вошли только 20 замечаний, т.е. замечания были учтены чуть более чем на 3%.

В качестве основных замечаний к принятым сводам правил можно отметить следующие.

Так, например, СП 328.1311500.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели» необходимо полностью переделать. Основная причина обусловлена ограничениями его области распространения: «Настоящий свод правил не устанавливает требований к способам размещения, ведения, структуре, форме и содержанию цифровых библиотек (каталогов/баз) компонентов».

В соответствии с текстом СП 331.1311500.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах» предполагаются работы, которые не обязательны к выполнению, т.е. СП допускает нарушение технологии строительного производства выполнения работ. Кроме того, отсутствует информация о таких видах ресурсов, как: рабочие, машинисты, материалы, оборудование, средства малой механизации, расходные материалы и т.д.

В СП 333.1311500.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла» не указаны этапы экспертизы, реконструкции, модернизации, сноса. Стандарт должен отражать все стадии жизненного цикла объекта. Не описаны цели, задачи и порядок формирования информационных моделей на этапе ОБИН, приведены только общие фразы, которые могут использоваться для любого этапа жизненного цикла.

По мнению экспертного сообщества принятые ПК 5 документы в существующем виде не содержат никакого практического значения и в случае прекращения их разработки (равно как и в случае их утверждения) строительная отрасль не понесет никаких потерь. Таким образом, работа, на которую выделялись существенные бюджетные средства (НИР и разработка самих СП) оказалась бесполезной тратой бюджетных средств.

Мы не беремся судить о качестве работы ФАУ «ФЦС» в качестве главного исполнителя госконтрактов и заданий и в роли секретариата ТК 465. Но технический комитет по стандартизации по статусу обязан обеспечить учет поступивших замечаний, проведение публичных слушаний, соблюдение регламентных процедур по разработке стандартов и сводов правил, а также контроль качества самих авторских работ.

В результате обсуждения 20 декабря 2017 года на Совете по стандартизации Росстандарта сложившееся положение дел по стандартизации в области технологий информационного моделирования оценено как неприемлемое и критическое, было предложено создать проектный технический комитет по стандартизации (ПТК) в области BIM-технологий (протокол № АА-28пр от 20 декабря 2017).

В целях реализации пункта 14 Дорожной карты, который предусматривает разработку национальных стандартов, определяющих применение и развитие технологий информационного моделирования в Российской Федерации, BIM-Ассоциация направила в Росстандарт заявку на создание Проектного технического комитета «Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и недвижимости».

В качестве первоочередных задач ПТК обозначены: разработка концепции и целевой программы стандартизации создания и внедрения технологий информационного моделирования (с определением приоритетов, обоснованием необходимой гармонизации, с включением стандартов, учитывающих отраслевую специфику, изменений в стандарты СПДС и ЕСКД, стандартов на процессы выполнения работ по подготовке проектной документации, поддерживающих стандартов, необходимых для формирования библиотек элементов, конструкций и типовых проектов и т.д.), подготовка предложений по документам, обеспечивающим внедрение стандартов и их практическое применение в проектных и  строительных организациях.

Проектный технический комитет по стандартизации ПТК 705 «Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и недвижимости» создан (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 марта 2018 года № 410) на паритетной основе и обеспечивает равное представительство всех заинтересованных сторон. Среди 38-ми организаций, вошедших в состав ПТК, следует отметить представителей ведущих научных организаций (НИУ МГСУ), нефтегазовой отрасли (ПАО «Газпром», ПАО «Газпромнефть», ПАО «ВНИПИгаздобыча», ОАО «ВНИПИнефть», ДОАО «ГАЗПРОЕКТИНЖИНИРИНГ», ООО «Газпром проектирование»), автодорожного строительства (Росавтодор, ГК «Автодор», ФАУ «РОСДОРНИИ»), железнодорожного транспорта (ОАО «РЖД», АО «Росжелдорпроект», ОАО «СПЕЦТРАНССТРОЙ», Союз строителей железных дорог), а также представителей ГК «Росатом», ФСК ЕЭС, ПАО ФИЦ, входящая в  ПАО «Россети», ФАУ «РосКапСтрой», ФАУ «Главгосэкспертиза России», объединений изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ, Союз проектировщиков России), профильных ассоциаций и объединений (НАИКС, МАИФ, РООС, НПИ, РГУД, АВОК), интеграторов ПО (ООО «К4», АО «НЕОЛАНТ») и многих других организаций и объединений.

Подготовленная ПТК 705 комплексная программа стандартизации в области  BIM-технологий и планирования жизненного цикла зданий и сооружений будет рассмотрена на первом заседании ПТК 705, которое состоится 6 апреля 2018 года.

ПТК 705 готов предоставить открытую площадку для обсуждения как принятых стандартов и сводов правил в области технологии информационного моделирования, так и программы развития стандартизации в этой области. Только в режиме открытого и прозрачного обсуждения всех заинтересованных сторон, организаций, на практике занимающихся внедрением  BIM-технологий, можно будет обеспечить создание и внедрение на практике эффективной системы нормативно-технического обеспечения технологий информационного моделирования.

Цель настоящей статьи не критика, а приглашение всех заинтересованных сторон к конструктивной работе в целях внедрения технологий информационного моделирования в стране.