Национальная система квалификаций: что мы строим

«На рынке труда ценность работника измеряется не столько тем, где он учился, сколько тем, что он умеет делать и на сколько качественно»
Фёдор Прокопов
Вице-президент 000 «Российский союз промышленников и предпринимателей»
Национальная система квалификаций — это инструмент согласования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения. Ключевое понятие здесь — квалификация. Под квалификацией обычно понимается готовность работника к качественному выполнению работы в границах определённой трудовой деятельности, профессии.
Чаще всего приобретение квалификации у нас связывают с завершением среднего профессионального или высшего образования. Качественное образование крайне важно для хорошего старта профессиональной карьеры. Однако значимость зафиксированных в приложении к диплому об образовании освоенных знаний и приобретённых умений со временем снижается. В течение трудовой жизни возрастающую ценность будет иметь то, какие знания и умения работник приобрёл годы спустя. Поэтому на рынке труда ценность работника измеряется не столько тем, где он учился, сколько тем, что он умеет делать и насколько качественно. Иначе и быть не может: примерно 50% занятых сегодня в экономике получили профессиональное образование (начальное, среднее или высшее) 20 и более лет назад. Миллионы людей состоялись как профессионалы, не имея «свежего» профильного диплома об образовании, но приобретя необходимый трудовой опыт: инженеры (по диплому) стали менеджерами, а психологи — профессиональными строителями. Многие работники получили новую профессию, завершив курсы обучения, например у поставщиков оборудования и услуг. Иногда именно свидетельство об успешном завершении такого обучения может служить входным билетом в профессиональную деятельность.
Результатом оценки квалификации служит документ, её подтверждающий, — диплом, квалификационный сертификат, свидетельство. Примером может служить диплом бакалавра, магистра или о среднем профессиональном образовании. Он выдаётся образовательной организацией, уполномоченной государством (имеющей государственную лицензию и соответствующей иным официальным требованиям). Основным инструментом измерения квалификации выпускника служит государственная шаговая аттестация. Правда, российское профессиональное образование пока в большей степени ориентировано на оценку остаточных знаний (того, что запомнил студент из пройденных за период обучения дисциплин), а не на измерение профессиональной пригодности выпускника. На практике диплом об успешном завершении образования и реальная квалификация выпускника далеко не всегда совпадают.
Другой типичный пример — квалификационные разряды рабочих. Как правило, они присваиваются либо образовательными организациями, либо конкретными работодателями. Однако свидетельства о присвоении квалификационного разряда рабочему последние десятилетия утратили характер документа, имеющего хождение по всей территории станы и признаваемого каждым работодателем. Поскольку у работодателя нет уверенности, что квалификация выпускника или работника, подтверждённая вне зоны его контроля, будет соответствовать требованиям, принятым в данной организации, применяют специальные процедуры оценки и кандидатов, и работников, включая и проверку их квалификации. Стало общепринятым, что работодателем признаются только те свидетельства о присвоении разряда, которые выданы на данном предприятии. При переходе на другое место работы от работника требуется вновь подтвердить свою квалификацию в рамках того же разряда.
Итак, на практике работники приобретают квалификацию не только в вузе или колледже, но и в результате полу- и неформального обучения (курсовая подготовка, самостоятельное обучение), а также опыта практической работы. Современные системы квалификаций учитывают это обстоятельство и предоставляют инструменты, необходимые для того, чтобы распознать, описать, оценить и присвоить квалификацию работнику вне зависимости от способа её достижения. На смену квалификации по образованию приходит более универсальное её понимание, а рынок дипломов последовательно меняется на рынок квалификаций.
С этой точки зрения квалификация представляет собой результат оценки и подтверждения уполномоченным органом того, что приобретённые физическим лицом знания, умения и опыт соответствуют установленным требованиям. Квалификационные требования могут определяться отдельными работодателями (привязка к конкретным трудовым обязанностям), вводиться в силу требований закона, устанавливаться на общенациональном уровне. Когда говорится о национальной системе квалификаций, то подразумевается, что признаются только те квалификации, которые официально включены, в соответствии со специальной процедурой, в особый реестр. В нашей стране сегодня принят подход, в соответствии с которым общенациональные требования к квалификации устанавливаются в основном в профессиональных стандартах. Профессиональный стандарт — документ, в котором описано содержание трудовой деятельности, определены требования к квалификации работника, результатам профессионального образования и устойчиво функционировала национальная система квалификаций, перечня официально признанных квалификаций и профессиональных стандартов недостаточно. Одна из ключевых ролей отводится органам, присваивающим профессиональную квалификацию. Помимо образовательных организаций, к ним относятся центры сертификации квалификаций, независимые от системы образования. Поскольку центры сертификации проводят оценку соответствия имеющегося уровня профессиональной квалификации установленным национальным требованиям, они должны иметь соответствующие полномочия. Российская модель национальной системы квалификаций предполагает, что такие полномочия они должны получить у Советов по профессиональным квалификациям. Оговоримся, что обновлённая система квалификаций в России только строится, активная фаза этой работы началась менее года назад. Начало было положено формированием Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Тем не менее на сегодняшний день сформировано уже 12 отраслевых советов по профессиональным квалификациям.
Совет (отраслевой, профессиональный) по профессиональным квалификациям — это орган, целями деятельности которого (в числе других) являются разработка профессиональных стандартов, а также разработка, применение и обновление процедур подтверждения и присвоения профессиональной квалификации в соответствующих областях профессиональной деятельности. Именно советы должны выдавать от своего имени разрешение на деятельность органу, присваивающему профессиональную квалификацию, и организовать надзор за его деятельностью. Сертификат о присвоении квалификации должен выдаваться от имени совета, а не центра сертификации. Тем самым советы призваны стать гарантом качества и обеспечить доверие к сертификации как со стороны работников, так и со стороны работодателей.
Формирование системы квалификаций, в определённой мере обособленной от сложившейся рыночной стихии, — важный, но не достаточный шаг. Работники, которые подтверждают свою квалификацию, должны иметь возможность при необходимости заполнить квалификационные пробелы через соответствующие образовательные программы. Учащиеся -будущие выпускники — тоже должны быть уверены, что в результате успешного завершения обучения их знания и умения будут совпадать с требованиями будущих работодателей. Это означает, что необходимы инструменты оценки соответствия результатов обучения требованиям, установленным в профессиональных стандартах. Задача эта может решаться двумя основными инструментами: экспертизой работодателями действующих и участием в разработке новых образовательных стандартов и, во-вторых, через профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. В нашем представлении подобного рода экспертиза и аккредитация должна проводиться на их соответствие требованиям профессиональных стандартов. Поскольку предполагается, что ответственными владельцами профессиональных стандартов станут советы по профессиональным квалификациям, эта деятельность должна замыкаться именно на них. Реализация принципа одного окна позволит сконцентрировать в руках советов ответственность как за качество профессиональных стандартов, так и за их применение в сфере образования и сертификации квалификаций.
Советы по профессиональным квалификациям — это ключевое звено в организационной структуре национальной системы квалификаций. Отраслевой подход обеспечивает единое пространство квалификаций. Однако сложно себе представить их работу без взаимодействия с регионами, где, собственно, и формируется потребность в квалификациях, расположены образовательные организации и центры сертификации. Представляется, что в субъектах Российской Федерации могут создаваться советы по профессиональным квалификациям, однако их функционал будет несколько иной. Они могут выступать как региональные партнёры советов, созданных на федеральном уровне и реализующих общефедеральные полномочия (соучастие в разработке профессиональных стандартов; подбор организаций-кандидатов для создания центров сертификации, а также экспертов для проведения сертификационных процедур и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и т.д.). Для этого потребуется заключить соответствующие соглашения. Координировать и контролировать работу в «отраслях» сложно без знания и понимания профессиональных сегментов рынка труда, тенденций их изменения, потребностей в образовании и квалификации по соответствующим областям профессиональной деятельности. В этом смысле региональные организации также могут стать опорными точками федеральных советов.
Едва ли будет оправданным, если отраслевые советы по профессиональным квалификациям будут создаваться стихийно, по инициативе снизу. Сегодня координатором всей деятельности по обновлению системы квалификаций определён Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Одна из его практических задач -отбор и наделение полномочиями отраслевых советов, обеспечение единства политики и действий. Одновременно существует ряд специальных функций, которые не могут взять на себя ни отраслевые советы, ни регионы. Например, координация и синхронизация деятельности всех основных участников строительства национальной системы квалификаций, обеспечение единой методической базы разработки профессиональных стандартов, организации профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, установление требований для подтверждения профессиональной квалификации, организация разработки профессиональных стандартов по общим для экономики (сквозным) профессиям, участие в формировании профильного законодательства и т.д.
В конечном счёте формирование обновлённого и единого пространства квалификаций, укорачивание деятельности институтов, входящих в национальную систему квалификаций, должно способствовать снижению диспропорций между имеющейся у работников квалификацией и требуемой работодателем. Подстройка образовательных программ (среднего профессионального образования и высшего образования) под потребности работодателей и студентов будет происходить более уверенно, а качество подготовки выпускников не будет расходиться с потребностями рынка труда, работодателей. Школьники, студенты, работники должны получить более достоверную информацию о реальной ситуации на рынке труда, потребностях работодателей, спросе на профессиии компетенции.