Горячая линия
для инженеров

Горячая линия инженеров

Национальная палата инженеров осуществляет содействие инженерам в разрешении различных споров, связанных с осуществлением ими инженерной (инжиниринговой) деятельности. Палата принимает устные и письменные жалобы по случаям нарушения конституционного, гражданского, трудового, антикоррупционного, антимонопольного законодательства, и иных норм, регулирующих правоотношения связанные с осуществлением инженерной деятельности. Палата также оказывает содействие в сопровождении административных и уголовных дел.

По всем вопросам обращаться в офис Палаты
тел.: 8(495)123-68-02
e-mail: info@npirf.ru

×

Кемерово — это трагедия в череде произошедших и, к сожалению, еще будущих, если не изменить подходы к обеспечению пожарной безопасности

Ситуация в стране такова, что государственного регулирования в области пожарной безопасности нет, и часто здесь осуществляют свою деятельность компании и люди, потерявшие честь и совесть в погоне за прибылью любой ценой.

Дело в том, что пожар — это не фатальная неизбежность, а совокупность факторов, которые приводят к его возникновению. Возможно, пройдет весь период эксплуатации, а серьезной аварии или пожара так и не случится. Вот это и позволяет многим руководителям халатно относится к вопросам обеспечения пожарной безопасности. На нее смотрят как на нечто неизбежное, но абсолютно не важное и нужна она якобы чисто для проформы.

Вопрос о её эффективности, надежности и работоспособности никого особо не волнует. К сожалению, этой точки зрения придерживается много руководителей и профильных специалистов не только гражданских объектов, но и крупных промышленных компаний и проектных институтов.

Сегодня компании практически любого уровня экономят на пожарной безопасности.

Подходы к проведению тендеров, существующие в области пожарной безопасности при выполнении работ, услуг, выборе, проектировании и поставке на объект систем противопожарной защиты не правильны и порочны. Побеждает в тендере на поставку системы противопожарной защиты тот, кто предлагает меньшую цену. О надежности, эффективности, равно как и профессионализме никто и не вспоминает. Главное — низкая цена.

В результате серьезные объекты с массовым пребыванием людей, объекты энергетического комплекса оснащаются по сути макетами систем автоматического пожаротушения, которые просто не срабатывают и не выполняют свою функцию.

Я не берусь с уверенностью утверждать, что на таком объекте обязательно случится пожар. Но в чем я абсолютно не сомневаюсь, так это в том, что в случае его возникновения масштабы будут велики, убытки серьезны и как правило, не обойдется без пострадавших. Это подтверждают крупные и резонансные пожары с завидной регулярностью происходящие на промышленных и гражданских объектах.

Как можно это преодолеть? Есть только один надежный способ — государственное регулирование и контроль. Однако Минстрой, Минэнерго и МЧС РФ это не регулирует и не контролирует. Все пущено буквально на самотек. Государство через уполномоченный орган должно решать вопросы противопожарной защиты объектов.

Здесь вопрос! Какая государственная структура решает вопросы противопожарной защиты торгово- развлекательных центров?

Отдельная беда — это засилье дилетантов в структурах крупных промышленных, торговых и других компаний, проектных организациях, и фирмах, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности.

Зачастую там работают люди, не имеющие профильного образования и серьезного опыта работы в пожарной безопасности.

Трудно представить себе хирурга, оперирующего людей, с дипломом дорожного строителя, а в профильных структурах занимающихся пожарной безопасностью крупных и пожароопасных объектов зачастую с массовым пребыванием людей, такое наблюдается повсеместно.

В основном по этим причинам у нас нет нормальной противопожарной защиты объектов как гражданских, так и промышленных объектов.

Уже более 20 лет существует «аспирационная система» обнаружения пожара. Область её применения, кинотеатры, концертные залы, музеи, библиотеки. Аспирационная система в постоянном режиме мониторит состав воздуха в защищаемом помещении и реагирует на появление тысячной доли дыма в кубическом метре воздуха. При обнаружении дыма система включает дымоудаление и автоматическое пожаротушение. Почему данная система не была запроектирована и смонтирована в новом, всего 5 лет от начала эксплуатации ТРЦ? Ответ таков: либо потому что это дорого, либо проектант имеет низкую квалификацию, что даже и не слышал о такой системе.

Для обеспечения надежной противопожарной защиты необходима современная нормативная база, учитывающая специфику защищаемого объекта. Эффективные автоматические установки пожаротушения. Кроме того важно, разработать и внедрить Систему обеспечения противопожарной защиты объекта.

Для решения всех этих вопросов и задач нужны такие специалисты в области пожарной безопасности, которые могут грамотно рассмотреть проект, разработать оптимальные решения и обеспечить противопожарную защиту — действительно надежную и современную.

В профильных Министерствах необходимо создать координационные органы, которые должны проводить единую техническую политику, чтобы на всех объектах применялись самые быстродействующие установки пожаротушения. В самих компаниях высококвалифицированные кадры должны жестко отслеживать процесс проектирования противопожарных систем уже с первой строчке технического задания. Наконец, настоятельно необходимо пересмотреть законодательство и практику в сфере закупок товаров, работ и услуг в области безопасности отдав приоритет профессионализму разработчиков и эффективности защиты. Подходы к проведению тендеров в области противопожарной защиты не могут быть такими как при покупке мебели в офис.

Предложения:

  1. Настоятельно необходимо в профильных министерствах создать координационные органы, которые будут проводить единую техническую политику на всех объектах отрасли.
  2. Данный орган должен разработать и обеспечить функционирование системы обеспечения пожарной безопасности, которая гарантирует применение самых эффективных инженерных решений и систем противопожарной защиты. (Это большая и многоплановая работа, которая может быть освещена отдельно).
  3. В самих компаниях, необходимо исключить практику назначения на должности, связанные с обеспечением пожарной безопасности сложных промышленных и объектов с массовым пребыванием людей лиц, не имеющих профильное образование и с опытом работы в системе пожарной безопасности не менее 10 лет.
  4. В профильных структурах компаний квалифицированные кадры должны уметь жестко и бескомпромиссно отслеживать процесс проектирования в части выбора систем и обеспечения пожарной безопасности уже с первой строчки технического задания, закладывая в проект самые эффективные системы.
  5. Проектирование и строительство объекта в части пожарной безопасности должно контролироваться на соответствие принятым решениям.
  6. Пересмотреть законодательство и практику проведения тендеров в сфере закупок товаров, работ и услуг в области пожарной безопасности отдав приоритет профессионализму разработчиков, эффективности и надежности защиты. (Механизм реализации данного предложения может быть изложен отдельно).
  7. В целях информирования профессионального сообщества и разработки эффективных мероприятий для предотвращения подобных случаев целесообразно при федеральном органе, например, комитете по обороне и безопасности Совета Федерации, либо при МЧС России, создать постоянно действующую комиссию по расследованию крупных пожаров и аварий, связанных с человеческими жертвами. В состав комиссии включить Специалистов в области антитеррора, а также экспертов промышленной и пожарной безопасности зданий и сооружений.

Вице-президент Национальной палаты инженеров,

Генеральный директор ООО «Эксперты пожарной безопасности»

Тагиев Рамис Марданович