Горячая линия
для инженеров

Горячая линия инженеров

Национальная палата инженеров осуществляет содействие инженерам в разрешении различных споров, связанных с осуществлением ими инженерной (инжиниринговой) деятельности. Палата принимает устные и письменные жалобы по случаям нарушения конституционного, гражданского, трудового, антикоррупционного, антимонопольного законодательства, и иных норм, регулирующих правоотношения связанные с осуществлением инженерной деятельности. Палата также оказывает содействие в сопровождении административных и уголовных дел.

По всем вопросам обращаться в офис Палаты
тел.: 8(495)123-68-02
e-mail: info@npirf.ru

×

18 мая 2018 года на площадке Экспертного Совета при Правительстве РФ состоялось обсуждение законопроектов по внесению изменений в Градостроительный и Бюджетный кодексы РФ, а также в Закон об инвестиционной деятельности в РФ по тематике обоснования инвестиций.

В обсуждении приняли участие представители Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, Национальной палаты инженеров, Национального объединения технологических и ценовых аудиторов, банков, государственных корпораций, инжиниринговых и аудиторский компаний и др. От Национальной палаты инженеров в заседании Экспертного Совета приняли участие вице-президент Елена Колосова и директор департамента технического регулирования и развития инжиниринга Борис Дегтярев.

Модератор обсуждения, заместитель исполнительного директора НФ «Аналитический центр «Форум», куратор рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по повышению эффективности крупных инвестиционных проектов с госучастием Алла Салтыкова, организовала обсуждение по двум основным направлениям: (1) содержательная сторона обоснования инвестиций и (2) порядок проведения ТЦА для обоснования инвестиций.

Участники обсуждения единодушно поддержали возвращение разработки обоснования инвестиций (ОБИН) в качестве обязательной стадии инвестиционно-строительного проекта. Однако был высказан ряд замечаний к законопроекту. По мнению участников, содержание обоснования инвестиций должно быть дополнено маркетинговыми исследованиями и обоснованием необходимости сооружения выбранного объекта. Кроме того, в структуре документа отсутствует раздел, связанный с эксплуатацией, таким образом, на фоне широкого обсуждения перехода к управлению объектом на всех стадиях жизненного цикла, минимизации стоимости владения объектом, документ остается в парадигме строительства. По мнению представителей дорожного строительства это вернет нас к дорогам, требующим ежегодного ремонта. Несмотря на то, что в преамбуле к законопроекту идет ссылка на утвержденную Дорожную карту внедрения технологий информационного моделирования, утвержденную Д.Н. Козаком 11.04.17, в законопроектах полностью отсутствует какое-либо упоминание применения информационного моделирования при разработке ОБИН.

Не до конца проработанным в законопроекте видится вопрос изысканий. Согласно предлагаемого документа, в ОБИН должен быть обоснован выбор площадки строительства на основе вариантной проработки. Обоснование должно делаться на основе проведения инженерных изысканий. В предлагаемых изменениях к Градостроительному кодексу предлагается перераспределить объем инженерных изысканий между стадиями разработки ОБИН и проектной документации, выполняя ряд изыскательских работ на более ранних стадиях чем сейчас, но общий объем изысканий должен остаться неизменным. Однако это входит в противоречие с необходимостью проводить изыскания по конкурентным площадкам будущего строительства.

Много вопросов вызывает связанная с ОБИН тематика ценообразования. Учитывая уровень проработки проектных решений на стадии ОБИН, для оценки стоимости строительства необходимы укрупненные расценки. Существующие укрупненные расценки, разработанные еще в советское время, обладают высокой погрешностью для современного строительства, но работа по пересчету укрупненных расценок в настоящее время не ведется.

Отдельное обсуждение касалось вопросов технологического проектирования. Участники обсуждения увидели положительный момент в том, что необходимость технологического проектирования явно прописана в составе ОБИН. Но из документа не ясно, какова процедура выбора конкурентного технологического решения. А хорошо известно, что зачастую выбор технологического решения однозначно определяет его поставщика. Какова процедура возврата на стадию ОБИН в том случае, если на более поздних стадиях по результатам конкурсных процедур технологическое решение станет нереализуемым.

Переходя к обсуждению ТЦА, было высказано сомнение, что за время, отведенное на проведение ТЦА, сомнительно не только провести анализ технологических решений, но даже подобрать экспертов, способных выполнить такую работу, поскольку каждая отрасль имеет специфичные технологии и найти эксперта, глубоко знакомого с несколькими отраслями одновременного не представляется возможным. Борис Дегтярев предложил определить порядок, по которому к началу ТЦА в экспертную организацию должно быть представлено ведомственное заключение о выбранной технологии.

Кроме того, участников обсуждения насторожил безальтернативный выбор Главгосэкспертизы РФ в качестве единственной организации, проводящей ТЦА обоснований инвестиций для инвестиционно-строительных проектов, финансирование которых осуществляется с привлечением госбюджета. В качестве рекомендации было предложено определить ответственность организации, проводящей экспертизу ОБИН.

При подведении итогов участники высказали пожелание в дальнейшем к подобным обсуждениям привлекать более широкий круг участников, в том числе профильные министерства: Минстрой РФ и Минпромторг РФ, а также Главгосэкспертизу РФ. По результатам обсуждения будет подготовлен протокол для передачи в профильные комитеты Государственной Думы РФ.